Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 40 «Берёзонька»
Принята на заседании
Педагогического совета
от 31.08. 2021 года
БМАДОУ «Детский сад № 40»
Протокол № 1
УТВЕРЖДАЮ
И.о. заведующего БМАДОУ «Детский сад № 40»
_______________Даутова Е.В.
Приказ № 54-О от 31.08.2021 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ –
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
ПО ЛОГОРИТМИКЕ
«ЛОПОТУШКИ»
1 год обучения «Модуль «Я сам» для детей 3-4 лет
Разработчик:
Смирнова И.В.
Березовский, 2021
1
Содержание
1
2
3
Целевой раздел
Содержательный раздел
Организационный раздел
3
9
36
2
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Нормативно – правовая база:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи, утвержденные постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28;
Федеральный закон от 03.12.2018 № 196-ФЗ «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
«Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих»,
утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26
августа 2010 № 761 н
Актуальность. С каждым годом растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат
недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты
общих заболеваний детей, плохая экология и т.д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные
детям формы коррекции речи. Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции,
сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием
занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении,
словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.
Современная ситуация в системе образования, в которой происходит изменения, связанные с ориентацией на
ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем
конкретного ребёнка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий
3
специализированной помощи детям, имеющим проблемы в психофизическом развитии, обучении, общении и поведении.
Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни
ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов,
как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности
общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении
навыками чтения и письма. Перед педагогами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска
наиболее эффективных методов формирования произносительных возможностей, сохранения и укрепления физического
здоровья дошкольников, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение
навыками нормативного произношения.
Инновационная направленность. Программа «Логоритмика для малышей» - полностью соответствует лексикограмматическому планированию занятий по развитию речи, включает работу над закреплением звуков в определенной
последовательности. Кроме того, логоритмические занятия программы включают в себя здоровьесберегающие
технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному
повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей дошкольного
возраста.
Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По слова известного
педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма».
Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма
тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление
речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные
произведения. Поэтому в детском саду необходимо проводить занятия логоритмикой.
Логоритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, алалия, задержки
речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна логопедическая
ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный
4
настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр. Логопедическая ритмика решает
коррекционные, образовательные и воспитательные задачи.
К коррекционным задачам относятся: преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса,
артикуляции, а также совершенствование и развитие основных психомоторных качеств во всех видах моторной сферы
(общей, мелкой, мимической, артикуляционной).
В образовательные задачи входит знакомство с разнообразием движений, формирование двигательных навыков и
умений, понятия о пространственной организации тела.
К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и особенного
ритма движения, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относится к своим движениям и
речи.
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение
двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на
способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием
здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит
перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим
удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в
речевые и пальчиковые игры. В ход занятий вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии.
Программа рассчитана на 4 года обучения.
Рабочая программа базируется на основных положениях программ и методических пособий:
по логопедии:
«Система коррекционной работы» Н. В. Нищевой;
по логоритмике:
Методические пособия по логоритмике М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой;
Р. Л. Бабушкиной, О. М. Кисляковой «Логопедическая ритмика. Методика работы с дошкольниками, страдающими
общим недоразвитием речи»
по оздоровлению детей:
5
«Физкультурно-оздоровительные досуги» М. Ю. Картушиной;
1.2 Цели и задачи
Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика,
включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой
являются речь, музыка и движение. Поэтому цель данной программы - коррекция и профилактика имеющихся
отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.
Задачи:
- закреплять артикуляции звуков в определенной последовательности;
- формировать умения двигаться в соответствии с текстом, ориентироваться в пространстве;
- научить детей правильно выполнять оздоровительные упражнения, самомассаж;
- развивать музыкальные и творческие способности детей;
- развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков, темпа, ритма речи;
- развивать правильное дыхание;
- развивать общую и мелкую моторику, умение напрягать и расслаблять мышцы;
- развивать зрительное, слуховое и двигательное внимание, память.
1.3 Принципы и подходы к формированию программы
1. Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно обоснованными и
практически апробированными методиками.
2. Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы
взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.
3. Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе
поэтапной работы.
6
4. Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных
уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального
развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога), таким образом, следует
проводить обучение ребенка от выполнения задачи с помощи педагога к самостоятельному ее решению. Любое
предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа
коррекционного воздействия.
7. Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические
стереотипы.
8. Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как
одно из важных основных условий коррекции. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко
встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков.
9. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель образования – ребенок, развитие
которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности.
10. Принцип активного обучения. На занятиях логоритмикой используются активные формы и методы обучения – игры,
активное слушание, творческие задания, импровизации, выполнение оздоровительных упражнений в движении под музыку.
11. Принцип результативности. Получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровления
каждого ребенка.
1.4 Значимые для разработки программы характеристики особенностей развития детей
дошкольного возраста
Дети с диагнозом «Задержка речевого развития», как правило, имеют отягощенный неврологический статус. Внешне это
выражается в особенностях поведения: дети либо гипервозбудимы, расторможены, либо, наоборот, пассивны,
инфантильны. Внимание таких детей непроизвольное, неустойчивое. Игровая деятельность - на уровне
нецеленаправленного манипулирования игрушками.
7
Часто дети с патологией речи моторно неловки, у них плохо развиты движения кисти, тонкие движения пальцев, к трем
годам отсутствует «щипцовый» захват, дети не могут точно, координированно выполнить движения губами, языком
после показа взрослыми.
Пассивный словарь чаще всего на номинативном уровне, т. е. дети ориентируются в названиях предметов, показывают
некоторые изображения, но не понимают вопросов косвенных падежей, с трудом ориентируются в названиях действий.
Иногда вместо слова ребенок воспроизводит один слог, как правило, ударный.
Дети с задержкой речевого развития затрудняются передать акцентно-просодическую модель слова.
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением
специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений
путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к
условиям внешней и внутренней среды.
Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством
которого призвана работать логопедическая ритмика. Музыка не просто сопровождает движение, а является его
руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная
перестройка сердечно - сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также
воспитание эмоционально - волевых качеств личности.
1.5 Планируемые результаты освоения программы
Нормализация речи вне зависимости от речевого нарушения.
Сформированность знаний по лексическим темам.
Сформированность умений выполнять движения в соответствии со словами.
Сформированность правильного речевого и физиологического дыхания.
Сформированность положительного эмоционального настроя к речи.
Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные
согласные звуки.
8
Улучшение результатов диагностик развития речи.
Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и
пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды на напряжение и расслабление мышц тела.
Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении.
Улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного внимания, памяти.
Положительные результаты диагностик музыкальных и творческих способностей детей в соответствии с
возрастом дошкольников (дети внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере и
содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют
мелодии, ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения).
Умение организовывать игровое и речевое общение со сверстниками.
Воспитание бережного отношения к природе, животным.
Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, заботе о своем здоровье и здоровье окружающих.
2. Содержательный раздел
2.1 Описание образовательной деятельности
Методы и приемы обучения:
- словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснение, пояснение);
- наглядные (показ педагогом);
- практические (самостоятельная деятельность детей, проявление творчества и фантазии).
Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
- выступления детей на открытых мероприятиях;
- участие в тематических праздниках;
- итоговые занятия;
- открытое занятие для родителей;
9
- отчетный концерт по итогам года.
Занятие – основная форма организации образовательного процесса.
Структура занятия: подготовительная, основная и заключительная части.
• Подготовительная часть - используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп
движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации
движений, регулировку мышечного тонуса.
• Основная часть включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру
на детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а так же следующие виды упражнений:
• на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
• на развитие внимания;
• регулирующие мышечный тонус;
• счётные упражнения;
• формирующие чувство музыкального размера;
• на развитие чувства темпа и ритма;
• на развитие координации движения;
• на координацию речи с движением;
• на координацию пения с движением;
• на развитие речевых и мимических движений.
• Заключительная часть - в неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального
напряжения, релаксационные упражнения.
Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:
Упражнения в ходьбе и маршировке.
Упражнения на развитие голоса, дыхания и артикуляции.
Упражнения, регулирующие мышечный тонус.
10
Упражнения, направленные на развитие чувства темпа, метра (размера), ритма.
Пение
Слушание музыки.
Упражнения на развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
Развитие творческой инициативы.
Игра.
Развитие мимической мускулатуры.
Коррекция звукопроизношения.
Релаксация.
Виды и типы занятий. Занятия проводятся с применением различных структур:
Традиционное занятие
Тематическое занятие
Сюжетное занятие
Игровое занятие
Занятие – импровизация.
Ниже приводится краткая характеристика каждому виду занятий.
1) Традиционные занятия делятся на:
- обучающие;
- закрепляющие;
- итоговые.
2) Тематические занятия состоят из подготовительной, основной и заключительной частей.
3) Сюжетные занятия выстраиваются на основе русских народных и зарубежных сказок.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ЛОГОРИТМИКЕ
11
Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:
Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы
мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции.
Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают
артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов
артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить
правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание,
а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту,
укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики
простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только
развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки дошкольников.
Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную.
Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять
правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается
фонематический слух и слуховое внимание.
Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры
со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды,
игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки,
считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
12
Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической
основе слов, фраз.
Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух;
укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих
способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и
на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым
развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию.
Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или
музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров
мозаики под проговаривание текста игры.
Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма,
метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение
музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми
изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек,
наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках
бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.
Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция.
Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают
мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей,
13
их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее
управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными
переживаниями.
Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют
углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание,
память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания,
ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
Этапы процесса обучения.
Целостный процесс обучения можно условно разделить на три этапа:
- начальный этап;
- этап углубленного разучивания;
- этап закрепления и совершенствования.
Важно, чтобы в процессе занятий по логоритмике, приобретение знаний, умений, навыков не являлось самоцелью, а
развивало музыкально – двигательные и общие способности, творчество, формировало основы духовной культуры
детей.
2.2 Описание культурных практик
Использование культурных практик для поддержки педагогически целенаправленной деятельности, можно разделить на
пять видов: игровой метод, наглядный метод, метод аналогий, словесный метод, практический метод.
14
Игровой метод. Основным методом обучения детей дошкольного возраста является игра – это основная деятельность,
естественное состояние детей дошкольного возраста.
Речь идет не о применении игры, как средства разрядки и отдыха на занятии, а о том, чтобы пронизывать занятие
игровым началом, сделать игру его органическим компонентом. Каждая ритмическая игра имеет в своей основе
определенную цель, какое – либо задание. В процессе игры дети знакомятся с окружающей жизнью, уточняют и
осмысливают свои представления о мире.
Наглядный метод – выразительный показ под музыку.
Метод аналогий. В программе широко используется метод аналогий с животными и растительным миром (образ, поза,
двигательная имитация), где педагог – режиссер, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого
полушария головного мозга ребенка, его пространственно – образное мышление, способствуя высвобождению скрытых
творческих возможностей подсознания.
Словесный метод. Это объяснение методики выполнения движений, оценка.
Практический метод заключается в многократном выполнении конкретного задания.
2.3 Календарно – тематическое планирование
1 месяц
Тема
Цыпленок и его семья.
Задачи
Продолжать учить
координировать движения
со словами, добиваться
четкого произнесения
чистоговорки [ж], развивать
мелкую мускулатуру рук.
Оборудование
Игрушки: «цыпленок»,
«петушок», «курица».
15
Результат
Умение детей двигаться под
музыку высоко поднимая
ноги, взмахивая руками.
Метрически ровное
постукивание пальчиками о
ладошку. Умение
задерживать дыхание на
История о том, как Цып и
Цыпа свой дом искали.
Развитие мелкой моторики и Карточки с изображением
координации
движений. животных. Игрушки:
Провести логопедическую «Кошка», «цыпленок».
гимнастику, чистоговорку [c
– c’]. Разучить игру «Кошка
и цыплята».
Белая козочка.
Развивать
внимание,
укреплять мышцы губ и
развивать
подвижность.
Работать
над
четким
произнесением звука [к-к’].
Шапочка «козы». Карточки
с изображением животных.
Музыкальные инструменты:
трещотка и барабан.
У кошки день рождения.
Развитие координации речи
и
движения,
мелкой
мускулатуры рук. Укреплять
мышцы губ, мускулатуру
языка и щек, развивать
произвольные
движения
языка. Работать над четким
произнесением звука [д-д’],
разучить
скороговорку
«Щенок».
Музыкальные инструменты:
металлофон, ксилофон.
Карточки с изображением
животных.
Игрушка «кошка», подарок
для кошки (придумывают
дети).
16
нужное количество времени.
Приобретение навыка
активного дыхания
.Тренировка активных
движений языка. Умение
различать на слух твердость
и мягкость звука«с».
Дальнейшее укрепление
артикуляционного аппарата.
Развитие произвольного
внимания. Умение различать
на слух твердость и
мягкость звука «к»
Праздничный
эмоциональный настрой,
получение положительных
эмоций. Сформированность
доброго, заботливого
отношения друг к другу.
Умение отличать на слух
звучание металлофона и
ксилофона.
Лесные звезды.
Зайка-огородник.
2 месяц
Развивать
координацию Разноцветные листья.
речи и движения, чувство
ритма.
Провести
фонопедическое
упражнение
«Осенние
листья».
Способствовать
преодолению утомляемости
жевательной мускулатуры,
укреплять
мускулатуру
языка и щек, развивать
подвижность
языка.
Продолжать работать над
звуком
[д-д’].
Разучить
стихотворение
«Надо
умываться».
Продолжать
четко Игрушка «Зайчик»,
произносить звук [д-д’] c нарисованные морковки по
движениями,
развивать количеству детей.
мелкую
моторику
рук.
Укреплять мышцы губ и
развивать их подвижность,
укреплять мышцы шеи,
вырабатывать движение губ
17
Умение четко двигаться в
соответствии с изменением
темпа в музыке.
Развитие навыка изменения
силы воздушной струи.
Умение исполнять
музыкальную фразу двумя
способами: легато (плавно
пропевая каждый звук) и
стаккато (исполнять
отрывисто каждую ноту).
Приобретение навыка само
массажа. Чередование
физиологических процессов:
напряжение и расслабление
артикуляционных мышц .
Умение делиться друг с
другом игрушками.
вперед,
способствовать
развитию
зубочелюстной
системы
в
акте
речеобразования.
Любимое кушанье
развивать
мелкую
мускулатуру
рук,
координацию
движений.
Развивать
подвижность
языка и укреплять мышцы
щек.
Способствовать
развитию
подвижности
нижней
челюсти.
Отрабатывать
умение
удерживать язык наверху в
положении,
необходимое
для звука [р], растягивать
подъязычную
связку.
Упражняться
в
произнесении скороговорки
и
чистоговорки.
Упражняться на увеличение
продолжительности выдоха.
Развивать внимание.
18
2 группы карточек : с
изображением животных и
тех лакомств, которые они
любят.
Умение находить и
соединять нужные карточки.
Развитие звукоподражания и
характерных движений
животных.
Чередование активного и
спокойного дыхания,
быстрого и медленного
выдоха.
Увеличение скорости
произнесения раннее
выученных чистоговорок.
Дорога на мельницу.
Про
Мурочку
Мурысоньку.
Мурка в город собирается.
Развивать мелкую моторику Музыкальные инструменты:
рук. Развивать внимание. деревянные ложки по
Упражняться
в количеству детей.
произнесении чистоговорки
на звук [ш]. Развивать
подвижность
нижней
челюсти.
3 месяц
– Развивать моторику рук. Игрушка «кошка». Карточки
Упражняться
в с изображением, глее кошка
произнесении чистоговорки спит, и где кошка играет.
на
звук
[к-к’].
Способствовать
динамике
движений кончика языка
внутри
рта,
улучшать
нервную
проводимость,
усиливать кровоснабжение
мышц
языка.
Разучить
стихотворение
с
движениями
«МурочкаСнегурочка».
Развивать моторику
Упражняться
рук. Игрушка «кошка».
в
19
Умение правильно вступать
в музыкальном
произведение ( после
вступления на сильную
долю).
Изучение метрических
долей в музыке.
Умение различать по
характеру музыки действия
кошки, показывать в
движении, придумывать
разные движения для кошки.
Развитие навыка
взаимодействия друг с
другом в игре.
Дальнейшее укрепление
артикуляционного аппарата.
Развитие тесситуры
голосового аппарата в
произнесении чистоговорки
на звук [к-к’]. Учить
спокойно
открывать
и
закрывать рот, расслабляя
мышцы языка. Укреплять
мышцы губ и тренировать
их
подвижность
путем
переключения позиций губ.
Работать над координацией
движений, учить играть в
игры народов мира.
нижнем и верхнем
регистрах. Умение детей
петь в разных динамических
оттенках.
Развитие навыка пения на
легато и стаккато.
Как Мурочка Деда Мороза
будила.
Развивать
координацию
движений
и
ритм.
Вырабатывать
подъем
языка,
гибкость
и
подвижность его кончика.
Разучить игру «Догонялки с
мишкой», упражняться в
произнесении чистоговорки
на звук [р-р’]. Развивать
моторику рук.
Дед Мороз
Развивать мелкую моторику Карточки с изображением
20
Игрушки : «мишка» и «дед
мороз».
Музыкальные инструменты:
колокольчики и барабаны.
Умение различать на слух
звучание колокольчиков и
барабанов, отличать
звучание детских и
взрослых голосов по тембру.
Взаимодействие детей друг
с другом в игре.
Изменения темпа и тембра в
скороговорках.
Умение находить «новые»
рук. Разучить стихотворение
с движениями «Как на горке
снег». Вырабатывать подъем
языка,
укреплять
его
мышцы.
Работать
над
четким
произношением
звука
[ц].
Развивать
динамическую
сторону
общения.
снежного леса. Игрушка
«дед мороз» Музыкальные
инструменты:
колокольчики,
треугольники, металлофоны.
4 месяц
Снегурочка на новогодней Развивать выразительность Эмокарточки .
елке в лесу.
речи. Укреплять мышцы губ Зеркала по количеству
и
формировать
навык детей.
равномерного
продолжительного выдоха.
Упражняться
в
произнесении чистоговорки
[к-к’].
Координировать
движения языка, губ и
выдоха. Развивать память.
Волчья песня
Рассказать
детям
о Игрушка «волк».
рождественских колядках. Музыкальный инструмент:
Учить
произносить барабан
21
тембры при разучивании
стихотворения,
использовать музыкальные
инструменты по желанию
детей.
Различать на слух звуки «ц»
и «ч».
Умение визуально
контролировать свои
движения языка и губ в
пении, чередую слоги.
Умение изображать разные
настроения в
стихотворениях.
Пение на глиссандо.
Расширение вокального
диапазона.
скороговорку «Наш Полкан»
в быстром темпе. Развивать
мелкую
моторику
рук.
Развивать
дыхание
в
упражнении
«Кукареша».
Развивать мышечную силу
губ
и
гортани.
Способствовать
развитию
подвижности губ и нижней
челюсти.
Круглый год.
Развивать
внимание.
Работать
над
чувством
ритма
и
координацией
движений.
Продолжать
работать
над
четким
произношением звука [б-б’].
Укреплять мышцы шеи,
способствовать укреплению
мышц гортани, тренировать
способность
к
переключению
с одной
позиции
на
другую.
Развивать мелкую моторику
рук. Разучить упражнение
22
Скоординированность речи
и игры на барабане.
Ритмические солнышки.
Музыкальные инструменты:
ложки ( по количеству
детей).
Изучение музыкальных
длительностей. (долгие и
короткие звуки).
Изучение графического
изображения ритма.
Игра на музыкальных
инструментах в разных
ритмах.
Умение чередовать
напряжение и расслабление
на вдохе и выдохе.
на
напряжение
и
расслабление
мышц
«Деревья».
Времена года.
Верные друзья.
Закреплять знания детей о Карточки с изображением
временах года. Упражняться времен года.
в произнесении звука [н-н’].
Укреплять круговую мышцу
рта.
Развивать
умение
округлять
губы
и
удерживать их в таком
положении. Работать над
ритмом и координацией.
5 месяц
Закреплять знания детей о Шумовые музыкальные
лесе.
Упражняться
в инструменты: маракасы,
произнесении чистоговорки шум дождя, погремушки.
[ц]. Развивать внимание,
мелкую
моторику
рук.
Учить
образовывать
прилагательные. Развивать
мышечную
силу
и
подвижность
губ,
способствовать
растяжке
23
Умение брать короткое
дыхание и удерживать его
на протяжении музыкальной
фразы.
Укрепление мышц живота
через дыхательную
гимнастику.
Умение различать по слуху
птичьи голоса, шорох
ветерка, звуки леса.
Увеличение темпа
выученных раннее
чистоговорок.
подъязычной
связки,
укреплять мускулатуру щек.
Возьми меня с собой.
Закреплять представления
детей о Празднике 23
февраля – День защитника
Отечества.
Развивать
внимание,
дыхание.
Вырабатывать гибкость и
подвижность,
упругость
кончика языка. Развивать
динамическую
сторону
общения
через
коммуникативную
игру
«Оладушки».
Петушок
Развивать мелкую моторику Разноцветные платочки.
рук.
Развивать
динамическую
сторону
общения, эмоциональности
и
выразительности
невербальных
средств
общения. Развивать память,
внимание. Стимулировать
24
Военные атрибуты: пилотки,
фуражки, бескозырки. Флаг
России, фонограмма гимна
России.
Умение метрически четко
маршировать, менять
движения в соответствии с
музыкой, своевременно
останавливаться в конце
музыкальной фразы.
Координировать движения
платочка и речь, плавно
передавать платочек на
протяжении всей
музыкальной фразы.
движения нижней челюсти.
Автоматизировать звук [ч] в
чистоговорке. Знакомить с
играми народов мира.
Лисичка со скалочкой
Вот так мастера
Знакомить детей с устным Игрушки би-ба-бо по сказке.
народным творчеством.
Развивать
дыхание.
Развивать мелкую моторику
рук. Автоматизировать звук
[c-c’]
в
чистоговорке.
Развивать
мимикоартикуляционные мышцы,
стимулировать
движения
нижней челюсти. Развивать
слуховое внимание.
6 месяц
Закрепить знания детей о Цветы в вазе, кукла,
празднике
8
Марта. платочки, фартуки, детская
Развивать
динамическую посуда.
сторону общения
через
коммуникативную
игру
«Оладушки».
Разучить
диалог
«Сапожник».
25
Формирование зрительской
культуры, активное
проговаривание ключевых
фраз в сказке.
Доброжелательное
взаимодействие друг с
другом в игре.
Проговаривание речевых
игр с помощью разных
эмоций.
Развивать
внимание.
дыхание,
Сказка про зайцев.
Развивать
координацию
движений и чувство ритма.
Учить
выполнять
самомассаж
мышц
губ.
Укреплять
жевательную
мускулатуру,
укреплять
круговую
мышцу
рта,
развивать умение округлять
губы и удерживать их в
таком
положении.
Упражняться
в
произнесении звука [б-б’].
Развивать внимание.
Петух да собака.
Упражняться в координации Игрушки би-ба-бо.
речи и движений. Развивать Домик.
тонкие движения пальцев
рук. Развивать подвижность
и укреплять мышцы губ.
Тренировать подъем языка с
одновременным
26
Зеркала по количеству
детей.
Морковки по количеству
детей.
Умение контролировать
движения губ перед
зеркалом, развитие
активного дыхания.
Умение самостоятельно
импровизировать в
предложенной педагогом
ситуации.
Умение различать музыку
по характеру, темпу,
динамике произведения.
Придумывание других
ситуаций в данной сказке.
выполнением более тонких
движений. Способствовать
улучшению
иннервации
(нервной проводимости).
Бременские музыканты
А что у вас?
Упражняться в развитии Графическое изображение
дыхания на гласные звуки. музыкальных штрихов:
Учить делать самомассаж легато и стаккато.
языка, укреплять круговую
мышцу
рта.
Развивать
координацию
речи
и
движений.
Развивать
динамическую
сторону
общения
через
коммуникативную
игру
«Оладушки».
7 месяц
Развивать
гибкость
и Карточки с изображением
подвижность языка, научить хора, солиста и оркестра.
держать
язык
распластанным, широким.
Развивать
дыхание.
Развивать мелкую моторику
27
Формирование культуры
пения гласных звуков
( округлым, глубоким.
гортанным звуком).
Распевание гласных звуков
на 2- 3 ноты.
Формирование
доброжелательного
отношения к тем, у кого не
получается выполнить
задание.
Изучение дирижерских
жестов, внимательное
наблюдение за рукой
дирижера.
рук, общую моторику.
Как стать большим
Разучить стихотворение с Картинки с изображение
движениями
«Тик-так». разных по размеру часов.
Развивать тонкие движения
пальцев рук. Укреплять
мышцы губ, развивать их
подвижность.
Учить
удерживать губы и язык в
заданном
положении.
Развивать общую моторику.
Автоматизировать звук [вв’] в чистоговорке.
Умение рассказывать
стихотворение по ролям,
меняя характер, скорость
произношения, громкость
звука.
Даша и Маша.
Развивать
динамическую Куклы Маша и Даша.
сторону общения . Развивать Детская кроватва. Игрушка
мелкую
моторику
рук. «Солнышко».
Учить делать язык узким и
удерживать его в таком
положении.
Разучить
русскую народную закличку
«Солнышко».
Дифференцировать звуки [нн’], [д-д’].
Умение определять
количество частей в
музыкальном произведении.
Придумать разные действия
для кукол в соответствии со
стихотворением.
28
Горшочек каши
Как
мышонок
трудолюбивым
Развивать память, внимание. Павлопасадские платки,
Развивать
координацию веки с лентами, тюбетейка.
движений и речи. Развивать
гибкость языка, тренировать
в
умении
направлять
воздушную
струю
по
середине языка и вверх,
удерживая язык в форме
чашечки на верхней губе.
Упражняться
в
произнесении звука [ш].
Учить играть в
игры
народов мира.
8 месяц
в Игрушки би-ба-бо
стал Упражняться
произнесении
шипящих Домик
звуков. Развивать общую
моторику, мелкую моторику
рук.
Способствовать
укреплению
жевательноартикуляторных
мышц.
Отрабатывать произвольные
движения языка, укреплять
29
Развитие артикуляционного
аппарата на примере сказок
других народов.
Формирование
доброжелательного
отношения к отрицательным
героям сказок.
Умение удерживать дыхание
до конца музыкальной
фразы, распределять
дыхание до главного слова .
Укрепление
артикуляционного аппарата
посредстваом музыкальных
распевок.
кончик языка.
Сказка про бурого мишку и Укреплять мышцы губ. Игрушки би-ба-бо,
мышку-вертушку.
Упражняться
в музыкальные колокольчики.
произнесении звука [ж] в
чистоговорке.
Стимулировать
движения
нижней челюсти. Развивать
динамическую
сторону
общения.
Чьи это ушки?
Умение одного ребенка
играть одновременно
разных по характеру героев,
быстрое переключение
тембра своего голоса,
изменение скорости и
динамики произношения
текста.
Автоматизировать звук [н- Ободки с ушками разных
н’]. Развивать координацию животных.
движений и речи. Развивать
гибкость
языка,
его
подвижность,
укреплять
мышцы языка.. Закреплять
умение играть в подвижные
игры,
поднимать
эмоциональный настрой.
Увеличение диапазона
детских голосов
посредством музыкальных
распевок.
Согласованность движений
рук и речи. Исполнение
своей роли на крещендо.
История о том, как мышата Развивать мелкую моторику Игрушки би-ба-бо
помогли зайчонку найти рук. Активизировать мышц Домик для зайчонка
свой дом.
губ и зева. Стимулировать муляжи овощей (мелкие)
движения нижней челюсти.
Дифференцировать звуки [ч
Умение работать с мелкими
предметами.
Закрепление
математического счёта.
Формирование навыка
30
–ш]. Развивать координацию
движений и речи.
Красный фонарик
9 месяц
Развивать общую и мелкую Светящиеся палочки по
моторику. Активизировать в количеству детей.
речи звуки [л-л’]. Укреплять
мимико-артикуляторные
мышцы лица. Работать над
выразительностью речи.
самомассажа.
Умение двигаться в
соответствии с частями
музыкального произведения.
Исполнение чистоговорок
на разные динамические
оттенки.
Колесо
Развивать внимание, мелкую Разноцветные ленточки по
моторику
рук. количеству детей.
Активизировать в
речи
звуки
[в-в’].
Развивать
координацию движений и
речи.
Укреплять
мускулатуру губ и щек.
Способствовать
растяжке
подъязычной
связки
(уздечки).
Развитие плавных движений
рук с остановкой в конце
фразы.
Выполнение движений по
показу одного из детей в
подгруппах, при
обязательной смене
ведущих.
Бычок – смоляной бочок.
Развивать мелкую моторику Игрушка «бык». Барабан,
Определение характера
31
Коза – обманщица
рук. Автоматизировать в трещотка.
речи
звук
[ч].
Стимулировать
мимикоартикуляторные
мышцы
лица.
Продолжать
знакомить детей с устным
народным творчеством.
стихотворение, исполнение
на разные голоса с помощью
шумовых инструментов.
Разучить русскую народную Платочек.
потешку
«Козонька
рогатая». Развивать тонкую
мускулатуру пальцев рук.
Отрабатывать подъем языка.
Развивать
подвижность
кончика
языка.
Автоматизировать в речи
звуки
[л-л’].
Развивать
динамику и ритм. Развивать
внимание.
Координировать движения
пальцев с речью .
Отработка речевых
установок на произношение
твердого и мягкого звука
«л»
Укрепление
артикуляционного аппарата.
Описание форм, способов, методов и средств реализации программы
Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений.
1. Практические – упражнения, игровые методы, самостоятельная продуктивная деятельность детей,
экспериментирование.
32
2. Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, драматизация; словесные приемы – объяснение,
пояснение, педагогическая оценка.
3. Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения.
При проведении занятий соблюдаются основные правила общения с ребенком:
1. Использование приемов транслирования информации.
2. Отбор тематического содержания.
3. Главный герой – ребенок.
4. Взрослый не стремится сразу исправить речь и движения ребенка.
5. Педагог не только показывает движения, но и объясняет словесно технику выполнения, а также
поправляет ребенка.
Все занятия строятся по коммуникативному принципу:
1. Создание оптимальных условий для мотивации детской речи.
2. Обеспечение главных правил общения.
3. Стимуляция и поддержание речевой инициативы.
4. Использование различных коммуникативных средств.
Формы педагогического контроль
Неотъемлемой частью образовательного процесса и педагогической деятельности является контроль. Основной целью
контроля является определение качества усвоения детьми изучаемого материала. В процессе контроля происходит
окончательное осмысление, систематизация и обобщение приобретенных знаний. Контроль и оценочная деятельность
побуждает детей своевременно и старательно выполнять задания, стимулирует их самостоятельную деятельность.
Основная функция контроля состоит в том, что позволяет выявить проблемы и недостатки в знаниях и умениях
учащихся, помогает установить соответствие достигнутого обучающимися уровня овладения изучаемого материала
программы по нормам. С этой целью проводятся контрольные занятия в середине и в конце учебного года.
В работе педагогов дополнительного образования используется 3 вида контроля:
33
1. Предварительный – контроль проводится в первые дни обучения и имеет своей целью выявить исходный уровень
подготовки детей, скорректировать учебно – тематический план и программу, определить направление, формы и
методы индивидуальной работы, то есть получить необходимую информацию для анализа совершенствования
образовательной программы.
2. Текущий контроль определяет степень усвоения детьми учебного материала и уровень их подготовленности к
занятиям, повысить ответственность и заинтересованность обучающихся в усвоении материала, обеспечит
ритмичность и организованность учебной работы, своевременно выявить отстающих, а также опережающих
обучение с целью наиболее эффективного подбора методов и способов обучения.
3. Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления
знаний, ориентации учащихся на дальнейшее самостоятельное обучение. Получение сведений для
совершенствования методик обучения.
Способы и направления поддержки детской инициативы
Своевременное овладение правильной, чистой речью способствуют формированию у ребёнка уверенности в себе,
развитию его мышления, коммуникативных качеств. Речь – не врождённая способность, она формируется постепенно. У
многих детей этот процесс задерживается в силу разных причин. Сами собой дефекты звукопроизношения не
исправляются. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции.
Современная ситуация в системе образования, в которой происходит изменения, связанные с ориентацией на
ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению
проблем конкретного ребёнка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и
технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в психофизическом развитии, обучении, общении
и поведении. Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в
последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких
психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности,
выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить
трудности в овладении навыками чтения и письма. Перед специалистами, работающими с детьми с речевыми
нарушениями, стоит задача поиска наиболее эффективных методов формирования произносительных возможностей,
34
сохранения и укрепления физического здоровья дошкольников, создания такой артикуляционной базы, которая
обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения.
Следовательно, не перестает быть актуальным вопрос по формированию у воспитанников устойчивой мотивации к
занятиям с использованием современных педагогических технологий:
- метод проектов;
- технология личностно – ориентированного обучения;
- технология игрового обучения;
- здоровьесберегающие технологии;
- технология коллективного способа обучения;
- информационно – коммуникационные технологии.
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Для успешной реализации программных задач предусматривается взаимодействие с родителями и педагогами.
Проводятся следующие формы работы: беседы, консультации, мастер – классы, семинары – практикумы, анкетирование,
открытые уроки, участие в праздниках, участие в различных конкурсах. Разнообразие используемых форм работы
формирует у взрослых определенные представления и практические умения в продуктивной деятельности и в оказании
помощи детям в освоении дополнительной образовательной программы.
Общими требованиями к подготовке родителей к сопровождению ребенка – дошкольника в рамках его траектории
развития при реализации дополнительной программы являются:
- наличие у родителей программы посредством сайта ДОО;
- информирование родителей о соответствии развития ребенка задачам, поставленным в дополнительной программе,
которые сообщаются родителям в процессе индивидуального общения.
35
3.Организационный раздел
3.1 Описание материально – технического обеспечения
При разработке программно – методического обеспечения реализации дополнительной образовательной программы
целесообразно обращено внимание на:
- целостность;
- новизну;
- модифицированность (адаптированность);
- авторство.
К программе имеется наглядно – методическое обеспечение, с помощью которого реализуются ее цели и задачи.
Программа имеет составляющие, с помощью которых педагог осуществляет свою работу с детьми в определенной
системе и последовательности:
1. Учебно-методические пособия для педагога, в которых даны развернутые методические рекомендации. Они не
являются строгой инструкцией, а представляют собой необходимый для работы материал.
2. Дидактический материал
3. Диагностическими заданиями, с помощью которых определяется уровень освоения программы каждым ребенком
и степень эффективности данной методики.
Подобный подход к обучению дошкольников имеет неоспоримые преимущества перед другими методиками,
поскольку обеспечивает:
- высокую результативность;
- сокращение времени на подготовку к занятиям (уже имеется учебно – методические пособия);
- ориентацию на российскую культуру (стихи, пословицы, загадки, иллюстрации);
- совокупность методов наглядного обучения и практических заданий;
- условия для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности детей и педагога;
- быстрое выявление трудностей у ребенка;
- личностно – ориентированный подход во взаимодействии ребенка и взрослого;
- сочетание инновационных подходов и традиций;
- формирование у ребенка личностных качеств, необходимых для обучения в школе (самоконтроля, самооценки,
инициативности, самостоятельности и т.д.).
36
В Программе учтены положения из концепции дошкольного воспитания:
- о сочетании возрастного и индивидуального подхода к воспитанию и обучению детей;
- переходе с учебно – дисциплинарной модели обучения на личностно – ориентированную;
- единстве воспитания и бучения;
- преемственности в работе ДОУ и семье.
В материально-технические ресурсы входит:
- Оборудование рабочего места;
- Развивающая предметно – пространственная среда;
- Изучение интересов и потребностей родителей;
- Демонстрационный материал;
- Методические пособия;
При разработке дополнительной общеобразовательной программы учитывались требования:
- Концептуальность;
- Актуальность;
- Прогностичность;
- Реалистичность;
- Дополнительность – способность дополнять, обогащать обязательную часть ОП, в соответствии с интересами,
способностями детей, потребностями родителей, возможностями педагогов ДОУ;
- Практическая значимость, технологичность – доступность для использования в практике;
- Сбалансированность по всем ресурсам – (кадровым, финансовым, материально – техническим, научно – методическим)
Оборудование:
Технические средства:
- музыкальный центр - 1;
- пианино – 1.
Основные средства:
37
- стол журнальный для педагога – 1;
- стул для педагога – 1;
- стул детский – 25;
- фланелеграф – 1;
- колокольчики – 26;
- бубны – 13;
- барабан – 13;
- треугольники – 4;
- палочки – 26;
- ленточки – 26;
- листочки – 26;
- куклы би - ба – бо – 13.
3.2 Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды
Наглядно – методические пособия:
- набор аудиокассет и дисков ( «Музыка для релаксации» – пение птиц, шум моря; «Топ – хлоп» - подвижные игры и
«Веселая логоритмика» автор Е. Железнова)
- Демонстрационный материал по лексическим темам.
38
3.3 Расписание непрерывной образовательной деятельности
Дни недели/
3 – 4 года
Возраст детей
Понедельник
9.25 – 9.40
Вторник
Среда
Четверг
9.25 – 9.40
Пятница
Общее кол-во занятий
2
Продолжительность занятий
15 мин.
3.4 Оценочные материалы
ДИАГНОСТИКА НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
(по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе)
Диагностика проводится в начале учебного года с целью исследования состояния слухового внимания детей,
восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой
моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов логоритмических занятий, индивидуальной
работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений
состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий.
39
Критерии:
Слуховое внимание.
1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По
1 баллу за каждую угаданную игрушку.
2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за
каждое угаданное направление.
Восприятие и воспроизведение ритма.
1- й элемент:
- - .. -
2- й элемент:
- .. - -
3- й элемент:
--…
4- й элемент:
…--
По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.
Ориентирование в пространстве.
1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.
По 1 баллу за правильное выполнение.
2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади.
По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.
Состояние общей моторики.
1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по
словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале:
40
силу движений,
точность движений,
темп движений,
координацию движений,
переключение от одного движения к другому.
Состояние мелкой моторики.
1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1
правильно выполненную фигуру.
2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1 до 3-х.
3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту солим, солим».
Оценка от 1 до 3-х баллов.
4. Переключение от одного движения к другому.
«Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно
выполненное упражнение.
Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу.
Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот. По 1
баллу. Максимальное количество за четыре задания – 21 балл.
Результаты заносятся в сводную таблицу:
41
Результаты диагностики неречевых психических функций на логоритмических занятиях (в баллах)
№
Фамилия,
п/п
ребенка
имя Слуховое
внимание
Восприятие
и Ориентирова-ние
воспроизведение ритма
пространстве
в Состояние
Состояние
общей моторики мелкой
июнь
октябрь
июнь
октябрь
июнь
октябрь
июнь
октябрь
июнь
октябрь
моторики
1
2
3
3.5 Обеспеченность методическими материалами
1. Буренина А. И., Колунтаева Л. И. Проектирование интегративной программы предшкольного образования.- СПб.:
ЛОИРО, 2007;
2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008;
3.Галанов А.С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников. СПб.: Речь, 2007;
4. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях
дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
42
5. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ./Автор-сост. Н. И. Еременко. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2009;
6. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. М.: ТЦ Сфера, 2004;
7. Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2007;
8. Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005;
9. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004;
10.Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М.:
Издательство ГНОМ и Д, 2002;
11.Кузнецова С. В., Котова Е. В., Романова Т. А. Система работы с узкими специалистами ДОУ: Методическое пособие.
– М.: ТЦ Сфера, 2008.
12.Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. –
СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
13.Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. СПб.: Издательство «Лань», 2002;
43