Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 40 «Берёзонька» Принята на заседании Педагогического совета от 31.08. 2021 года БМАДОУ «Детский сад № 40» Протокол № 1 УТВЕРЖДАЮ Заведующий БМАДОУ «Детский сад № 40» Ягудина М.А. Приказ № 54-О от 31.08.2021 года ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА – ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юные футболисты» Направленность: физкультурно-спортивная Возраст обучающихся: 3-7 лет Срок реализации: 4 года (256 часов) Автор-составитель: Бурмак Екатерина Андреевна, методист г. Березовский, 2021 Содержание 1. Пояснительная записка 1.1 Нормативно – правовые основания разработки программы 1.2 Сведения о программе 1.3 Характеристика программы (ее значимости) 1.4 Направленность 1.5 Адресат программы 1.6 Срок реализации программы 1.7 Объем 1.8 Режим занятий 1.9 Формы обучения 1.10 Виды занятий 1.11 Цели и задачи 2. Содержание Программы 3. Планируемые результаты 4. Организационно-педагогические условия программы 5. Оценочные материалы 6. Методические материалы 7. Рабочая программа для 1 года обучения 8. Рабочая программа для 2 года обучения 9. Рабочая программа для 3 года обучения 10. Рабочая программа для 4 года обучения 2 3 3 3 3 4 4 5 5 5 5 5 5 6 7 16 17 19 20 25 30 35 Пояснительная записка Нормативно – правовые основания разработки программы Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Юные футболисты» (далее – Программа «Юные футболисты») разработана согласно требованиям следующих нормативных документов: -Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273ФЗ. -Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р). -Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.5648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». -Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196). -Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996р). -Устав и локальные нормативные, распорядительные акты БМАДОУ «Детский сад № 40». Сведения о программе Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Юные футболисты» направлена на физическое развитие ребенка-дошкольника, сохранение и укрепление его здоровья, формирование двигательных навыков. Составлена с учетом программ по физкультурно-спортивной направленности, для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, в соответствии с их возрастными физиологическими, индивидуальными и личностными особенностями и потребностями. Весь учебный материал программы распределен на 4 этапа в соответствии с возрастным принципом комплектования группы и рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, практических умений и навыков. Характеристика программы (ее значимости) Спортивные игры и упражнения способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма, улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств. Занятия футболом способствуют развитию быстроты, ловкости, координации движений, двигательной реакции, ориентировке в пространстве. Игры с мячом развивают навыки поведения в коллективе, воспитывают товарищеские взаимоотношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи. Они требуют выдержки, смелости, решительности. Дети учатся управлять своим поведением в различных игровых ситуациях. Социальное развитие ребенка в игре предполагает ориентирование детей на сферу общения и сотрудничества, умение принимать чужие ситуации, как свои. Именно эта способность понимать и чувствовать позицию другого человека составляет фундамент общения друг с другом и со взрослыми. Во время игры дети испытывают самый широкий диапазон переживаний, так же учатся взаимодействовать, сотрудничать, командовать, уступать и т.д. 3 Очень ценно, что занятия спортивными играми и упражнениями способствуют воспитанию у дошкольников положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи. Достаточная физическая активность детей во время спортивных игр и тренировок, подкрепляющаяся соответствующей тренировкой основных физиологических систем организма (нервной, сердечно–сосудистой и дыхательной) является одним из факторов сохранения и улучшения здоровья, повышения жизненного тонуса. Актуальность программы состоит в том, что в процессе занятий-тренировок дети получают элементарные сведения о методах освоения двигательных действий, у них формируются такие качества личности, как компетентность (владение своим телом, различными видами движений на уровне, соответствующем его возрасту), умение адекватно реагировать на изменение окружающей обстановки. Ребенок подводится к самостоятельному и творческому использованию результатов двигательной деятельности в разных пространственных средах. Отличительные особенности программы: начало занятий с детьми младшего дошкольного возраста, постепенное усвоение технических приемов игры в футбол путем усложнения условий их выполнения, наличие игровых методов и приемов обучения, использование метода круговой тренировки. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 3-7 лет. Сроки реализации дополнительной образовательной программы: 4 года. Ожидаемые результаты и способы их проверки. Способом проверки усвоенных технических приемов владения мячом является выполнение тестовых заданий (автор – В.В. Кантан): - овладение ударами по мячу ногами; - остановка мяча; - ведение мяча; - техника игры вратаря. Ожидаемые результаты работы: - освоение детьми техники игры в футбол; результативность, уверенность и точность выполнения движений с мячом; - развитие физических качеств детей; - развитие «чувства команды», умения согласовывать свои действия с действиями партнеров в игре, подчинять свое поведение единым игровым правилам; - повышение интереса детей к спортивным играм; - участие в районных и городских соревнованиях по мини-футболу среди дошкольных команд; - интерес родителей к успехам детей. Направленность Данная Программа имеет физкультурно-спортивную направленность. Адресат программы Программа «Юные футболисты» предусматривает обучение детей от 3 до 7 (8) лет. К освоению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования. Способы организации детей для выполнения основных движений: фронтальный, подгрупповой, поточный, индивидуальный. 4 Методы и приемы, помогающие осуществлять индивидуальный подход: дифференциация заданий, дозировка заданий, ограничение зоны действия, мобильные объединения детей при выполнении заданий. Категория состояния здоровья лиц, которые могут быть зачислены на обучение: без ОВЗ. Срок реализации программы Срок освоения программы - 4 года. Объем Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы по всем четырем модулям составляет 256 учебных часов. Режим занятий Занятия проводятся 2 раз в неделю по 1 учебному часу. Учебный час зависит от возраста обучающихся и составляет: -для детей 3-4 лет – 15 минут; -для детей 4-5 лет – 20 минут; -для детей 5-6 лет – 25 минут; -для детей 6-7 лет – 30 минут. Формы обучения Обучение по программе осуществляется в очной форме. Виды занятий Виды занятий: занятие–тренировка, игровое занятие, занятие–соревнование. Цель и задачи программы Цель - познакомить детей с правилами игры, учить техническим приемам игры в футбол. Задачи: 1. Формировать элементарные представление о правилах игры в футбол. 2. Развивать простейшие тактико–технические действия с мячом: ведение, удар, передача мяча, обводка. Учить выполнять их во взаимодействии с другими игроками. 3. Развивать физические качества: ловкость, быстроту, координационные способности, точность движений, глазомер, выносливость. 4. Развивать морально-нравственные качества: смелость, решительность, справедливость, уверенность в своих силах, самостоятельность, активность, целеустремленность. 5. Воспитывать чувство товарищества, дружеские взаимоотношения, чувство команды. 5 2. Содержание программы Программа «Юные футболисты» состоит из четырех модулей, соответствующих возрастным особенностям обучающихся: «1 год обучения» (для детей 3-4 лет), «2 год обучения» (для детей 4-5 лет), «3 год обучения» (для детей 5-6 лет), «4 год обучения» (для детей 6-7 лет. Обучение навыкам владения мячом состоит их трех этапов: 1. Начальный или подготовительный этап. Основной его задачей является развитие у детей координации движений, умения следить за траекторией полета мяча, выработки быстрой ответной реакции на летящий мяч. На этом этапе дети учатся простейшим действиям с мячом. 2. Этап углубленного разучивания. Главная его задача – сделать действия детей направленными, осознанными. В этот период дети активно знакомятся с элементами спортивных и подвижных игр с мячом. 3. 4 Этапы - закрепления и совершенствования (основные). На данных этапах дети закрепляют и совершенствуют полученные знания и навыки владения мячом, используя их в проведении спортивных игр и эстафет. При выполнении упражнений с мячами используют следующие методы: 1. Повторный метод -заключается в многократном выполнении упражнений при сохранении содержания, величины, характера нагрузки (например, выполнение бросков мяча с одного и того же места определенным способом). 2. Интервальный метод -предполагает многократное повторение упражнения при строгой регламентации его продолжительности и пауз отдыха между повторениями. 3. Вариативный метод -предполагает выполнение одного и того же упражнения с мячами разного веса и в разных условиях (облегченных, нормальных и усложненных). 4. Метод сопряженных взаимодействий -основан на взаимосвязи развития физических качеств и совершенствования двигательных навыков. Для этого используются специальные упражнения (в частности, с набивными мячами), направленные на развитие необходимых двигательных качеств при условии их динамического соответствия биомеханическим особенностям разучиваемых на занятии двигательных действий (элементов и частей техники конкретного двигательного действия). 5. Игровой метод -характеризуется постоянным или внезапным изменением игровых ситуаций при наличии определенного сюжета и конечной цели. Он может использоваться для избирательного воздействия на отдельные физические способности занимающихся и комплексного совершенствования их двигательной активности. 6. Соревновательный метод -это специально организованные состязания с использованием мячей (малых, больших, набивных), в которых создаются условия для индивидуальной и командной борьбы. Этот метод может применяться при воспитании физических качеств, совершенствовании технических приемов, для стимулирования интереса и активизации занимающихся. При использовании этого метода у занимающихся происходят самые высокие сдвиги в деятельности систем и функций организма. 7. Метод круговой тренировки- предусматривает выполнение серии упражнений (например, с набивными мячами) на специально подготовленных местах («станциях»). Состав упражнений подбирается с расчетом разностороннего воздействия на различные мышечные группы и физические способности занимающихся. 6 № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Учебный план Наименование темы Физическая культура и спорт в России. Развитие футбола в России. Гигиенические знания и навыки. Закаливание. Правила игры в футбол. Место занятий, оборудование. Общая и специальная физическая подготовка. Техника игры в футбол. Тактика игры в футбол. Соревнования по футболу. Выполнение контрольных упражнений по физической подготовке и технике игры. ИТОГО: 1 год 2 год 3 год 4 год 1 1 1 2 1 10 32 8 4 4 1 1 2 1 1 9 31 10 4 4 1 1 2 1 1 9 30 11 4 4 1 1 2 1 1 9 30 11 4 4 64 64 64 64 3. Планируемые результаты Предполагаемые результаты по реализации программы: укрепление здоровья детей, повышение уровня двигательной активности, формирование двигательных умений и навыков, укрепление уверенности детей в своих силах и возможностях, умение чувствовать себя комфортно в большом коллективе. В результате изучения данного курса занимающиеся должны Знать / Понимать: - роль занятий футболом в формировании здорового образа жизни; - правила игры в футбол; - основные положения методики спортивной тренировки футболистов; - способы самоконтроля; - способы закаливания. Уметь: - выполнять основной арсенал технических приемов игры; - свободно ориентироваться на площадке; -выполнять различные действия с мячом: бросать и ловить, катать, метать; -взаимодействовать друг с другом во время игры, -выполнять основные приемы техники спортивных игр футбол, баскетбол, волейбол; -подчинять свои интересы интересам команды Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для: - участия в соревнованиях по футболу; - совершенствования навыков самостоятельных занятий и самоконтроля. - включения занятий футболом в активный отдых и досуг. 7 Календарный учебный график Начало занятий – 01 октября. Окончание занятий – 31 мая. Всего учебных недель (продолжительность учебного года) – 36 недель. Количество учебных дней в год: 64 дня. Объем учебных часов в год: 64 часа. Всего объем учебных часов за весь период реализации Программы: 256. Возраст детей 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет Месяц Неделя Общая Общая Общая Количе нагруз Количес нагруз Количе нагрузк Количес ств о тв о ств о тв о ка, мин ка, мин а, мин занятий занятий заняти занятий й 6-7 лет Общая нагруз ка, мин 1 неделя 2 15 2 20 2 25 2 30 2 неделя 2 15 2 20 2 25 2 30 Сентяб 3 рь неделя 2 15 2 20 2 25 2 30 4 неделя 2 15 2 20 2 25 2 30 Итого 8 1 неделя 2 неделя Октя 3 неделя брь 4 неделя Итого 8 2 неделя Нояб 3 неделя рь 4 неделя Итого 15 2 20 2 25 2 30 2 15 2 20 2 25 2 30 2 15 2 20 2 25 2 30 2 15 2 20 2 25 2 30 8 8 8 2 15 2 20 2 25 2 30 2 15 2 20 2 25 2 30 2 15 2 20 2 25 2 30 2 15 2 20 2 25 2 30 8 1 неделя 8 2 8 1 неделя 8 2 8 15 8 2 20 8 2 8 25 2 30 2 неделя Декаб рь 3 неделя 4 неделя Итого 15 2 20 2 25 2 30 2 15 2 20 2 25 2 30 2 15 2 20 2 25 2 30 8 Янва 3 неделя рь 4 неделя Итого 1 неделя 2 неделя Февр 3 неделя аль 4 неделя Итого Март 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя Итого Апре 1 неделя ль 2 неделя 3 неделя 4 неделя Итого 2 8 8 8 2 15 2 20 2 25 2 30 2 15 2 20 2 25 2 30 2 15 2 20 2 25 2 30 2 15 2 20 2 25 2 30 8 8 8 8 2 15 2 20 2 25 2 30 2 15 2 20 2 25 2 30 2 15 2 20 2 25 2 30 2 15 2 20 2 25 2 30 8 8 8 8 2 15 2 20 2 25 2 30 2 15 2 20 2 25 2 30 2 15 2 20 2 25 2 30 2 15 2 20 2 25 2 30 8 8 8 8 2 15 2 20 2 25 2 30 2 15 2 20 2 25 2 30 2 15 2 20 2 25 2 30 9 Май 3 неделя 4 неделя Итого Всего за год 2 15 8 2 64 2 20 8 15 2 25 8 2 20 64 2 64 10 2 30 8 25 2 64 30 № Месяц Календарно-тематическое планирование 1 год обучения Форма Кол-во Тема занятия часов теория 2 Развитие физической культуры и спорта в России. Развитие футбола в России. Выполнение контрольных практика 2 нормативов Формы контроля 1-2 сентябрь 3-4 сентябрь 5 сентябрь теория 1 Гигиенические знания и навыки. Закаливание Учебно- тренировочное занятие 6-7 сентябрь теория 2 Правила игры в футбол Учебно- тренировочное занятие 8 сентябрь теория 1 Место занятий. Оборудование Учебно- тренировочное занятие 9-12 октябрь практика 4 Техника передвижения без Учебно- тренировочное мяча занятие 13-18 октябрь ноябрь практика 6 Удары по мячу ногой Учебно- тренировочное занятие ноябрь практика 1 ОРУ без предметов Учебно- тренировочное занятие 20-25 ноябрь декабрь практика 6 Ведение мяча Учебно- тренировочное занятие декабрь практика 1 Упражнения с набивным мячом Учебно- тренировочное занятие 27-30 декабрь практика 4 Остановка мяча декабрь практика 1 Акробатические упражнения Учебно- тренировочное занятие Учебно- тренировочное занятие 32-35 декабрь январь практика 4 Отбор мяча 19 26 31 11 Учебно- тренировочное занятие Диагностика Учебно- тренировочное Занятие январь практика 1 Упражнения в висах и упорах Учебно- тренировочное занятие 37-38 февраль практика 2 Введение мяча из-за боковой линии Учебно- тренировочное занятие февраль практика 1 Легкоатлетические упражнения Учебнотренировочноезанятие 40-41 февраль практика 2 Техника игры вратаря Учебно- тренировочное занятие 42-45 февраль март практика 4 Стандартные положения Учебно- тренировочное занятие 36 39 46 март практика 1 Тактика игры вратаря Учебно- тренировочное занятие 47 март практика 1 Подвижные игры и эстафеты Учебно- тренировочное занятие 48 март практика 1 Индивидуальные действия без мяча Учебно- тренировочное занятие 49 март практика 1 Спортивные игры Учебнотренировочноезанятие 50 март практика 1 Упр. для развития умения Учебно- тренировочное «видеть поле» занятие 51-52 март практика 2 Спец.упражнения для развития быстроты Учебно- тренировочное занятие 53-54 апрель практика 2 Тактика нападения Учебно- тренировочное занятие 55 апрель практика 1 Спец.упражнения для развития ловкости Учебно- тренировочное занятие 56 апрель практика 1 Индивидуальные действия с мячом Учебнотренировочноезанятие 57-58 апрель практика 2 Тактика защиты Учебно-тренировочное занятие Соревнования 59-62 апрель-май практика 4 63-64 май практика 2 Соревнования по футболу Выполнение контрольных нормативов 12 Диагностика 2 год обучения Кол-во Тема часов 2 Развитие физической культуры и спорта в России. Развитие футбола в России. 2 Выполнение контрольных нормативов 1-2 Форма занятия сентябрь теория 3-4 сентябрь практика 5-6 сентябрь теория 2 Гигиенические знания и навыки. Закаливание 7 сентябрь теория 1 Правила игры в футбол 8 сентябрь теория 1 Место занятий. Оборудование 9-12 октябрь практика 4 Техника передвижения без мяча 13-18 октябрь ноябрь практика 6 Удары по мячу ногой 19 ноябрь практика 1 ОРУ без предметов 20-24 Ноябрь практика 5 Ведение мяча 25 декабрь практика 1 Упражнения с набивным мячом 26-29 декабрь практика 4 Остановка мяча 30 декабрь практика 1 Акробатические упражнения 31-34 декабрь январь практика 4 Отбор мяча 35 январь практика 1 Упражнения в висах и упорах 36-37 январь февраль практика 2 Введение мяча из-за боковой линии 38 февраль практика 1 Легкоатлетические упражнения № Месяц 13 Формы контроля Учебнотренировочное занятие Диагностика Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие 39-40 февраль практика 2 Техника игры вратаря 41-44 Февраль практика 4 Стандартные положения 45-46 март практика 2 Тактика игры вратаря 47 март практика 1 Подвижные игры и эстафеты 48 март практика 1 Индивидуальные действия без мяча 49 март практика 1 Спортивные игры 51 март практика 2 Упр. для развития умения «видеть поле» 52 март практика 1 Спец.упражнения для развития быстроты 53-54 апрель практика 2 Тактика нападения 55 апрель практика 1 Спец.упражнения для развития ловкости 56 апрель практика 1 Индивидуальные действия с мячом 57-58 апрель практика 2 Тактика защиты 59-62 апрель май май практика 4 Соревнования по футболу практика 2 Выполнение контрольных нормативов 63-64 3 № Месяц Форма занятия 1-2 сентябрь теория Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Соревнования Диагностика год обучения Кол-во часов 2 14 Тема Формы контроля Развитие Учебнофизической тренировочное культуры и спорта в занятие России. Развитие футбола в России. 3-4 сентябрь практика 2 5-6 сентябрь теория 2 7 сентябрь теория 1 8 сентябрь теория 1 9-11 октябрь практика 3 12-15 октябрь практика 4 октябрь практика 1 17-21 Ноябрь практика 5 ноябрь практика 1 23-24 ноябрь практика 2 декабрь практика 1 26-29 Декабрь практика 4 декабрь практика 1 31-32 декабрь практика 2 январь практика 1 34-35 январь практика 2 36-39 Январь Февраль практика 4 16 22 25 30 33 Выполнение контрольных нормативов Гигиенические знания и навыки. Закаливание Правила игры в футбол Диагностика Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Место занятий. УчебноОборудование тренировочное занятие Техника Учебнопередвижения без тренировочное мяча занятие Удары по мячу Учебнотренировочное ногой занятие ОРУ без предметов Учебнотренировочное занятие Ведение мяча Учебнотренировочное занятие Упражнения с Учебнонабивным тренировочное мячом занятие УчебноОстановка мяча тренировочное занятие Акробатические Учебноупражнения тренировочное занятие Отбор мяча Учебнотренировочное занятие Упражнения в висах Учебнои упорах тренировочное занятие Введение мяча из-за Учебнобоковой линии тренировочное затие Легкоатлетические Учебнотренировочное упражнения занятие УчебноТехника игры тренировочное вратаря занятие Стандартные Учебнотренировочное положения занятие 15 40-41 февраль практика 2 Тактика игры вратаря 42-43 февраль практика 2 февраль практика 1 45-46 март практика 2 Финты. Обманные движения Подвижны е игры и эстафеты Удары по мячу головой 47 март практика 1 48 март практика 1 49-51 март практика 3 март практика 1 53-54 апрель практика 2 55 апрель практика 1 56 апрель практика 1 57-58 апрель практика 2 59-62 Апрель май 63-64 май практика 4 практика 2 44 52 Индивидуальные действия без мяча Спортивные игры Упр. для развития умения «видеть поле» Спец.упражн ения для развития быстроты Тактика нападения Спец.упражн ения для развития ловкости Индивидуальные действия с мячом Тактика защиты Соревнования по футболу Выполнение контрольных нормативов 16 Учебнотренировочное затие Учебнотренировочное затие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное затие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное заие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Соревнования Диагностика 4 год обучения № Месяц Форма заняти я 1-2 сентябрь теория Колво часо в 2 Тема Формы контроля Развитие физической культуры и спорта в России. Развитие футбола в России. Выполнение контрольных нормативов Гигиенические знания и навыки. Закаливание Учебнотренировочное занятие 3-4 сентябрь практика 2 5-6 сентябрь теория 2 7 сентябрь теория 1 Правила игры в футбол 8 сентябрь теория 1 Место занятий. Оборудование 9-11 октябрь практика 3 Техника передвижения без мяча 12-15 октябрь практика 4 Удары по мячу ногой 16 октябрь практика 1 ОРУ без предметов 17-21 Ноябрь практика 5 Ведение мяча 22 ноябрь практика 1 Упражнения с набивным мячом 23-24 ноябрь практика 2 Остановка мяча 25 декабрь практика 1 Акробатические упражнения 26-29 Декабрь практика 4 Отбор мяча 30 декабрь практика 1 Упражнения в висах и упорах 31-32 декабрь практика 2 Введение мяча из-за боковой линии 17 Диагностика Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное затие 33 январь практика 1 Легкоатлетические упражнения 34-35 январь практика 2 Техника игры вратаря 36-39 Январь Февраль практика 4 Стандартные положения 40-41 февраль практика 2 Тактика игры вратаря 42-43 февраль практика 2 Финты. Обманные движения 44 февраль практика 1 Подвижные игры и эстафеты 45-46 март практика 2 Удары по мячу головой 47 март практика 1 Индивидуальные действия без мяча 48 март практика 1 Спортивные игры 49-51 март практика 3 Упр. для развития умения «видеть поле» 52 март практика 1 Спец.упражнения для развития быстроты 53-54 апрель практика 2 Тактика нападения 55 апрель практика 1 Спец.упражнения для развития ловкости 56 апрель практика 1 Индивидуальные действия смячом 57-58 апрель практика 2 Тактика защиты 59-62 Апрель май май практика 4 Соревнования по футболу практика 2 Выполнение контрольных нормативов 63-64 18 Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное затие Учебнотренировочное затие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное затие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное заие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Соревнования Диагностика 4. Организационно-педагогические условия программы Материально - техническое обеспечение Организация образовательного процесса происходит в спортивном зале, расположенном на 2 этаже БМАДОУ «Детский сад № 40» г. Березовский. Площадь спортивного зала – 62,5 кв.м. Материально-техническое обеспечение. 1. Конусы и гимнастические палки. 2. Переносные мишени. 3. Мячи (футбольные, волейбольные, баскетбольные, набивные). 4. Переносные ворота. Методическое обеспечение. 1. Наглядные пособия. 2. Тактические схемы. 3. Учебные модели. 4. Видеозаписи. 5. Учебные кинофильмы. 6. Тестовые задания. Методические материалы Методическая литература: 1. Авдюхов В.М. «Правила игры в футбол». Москва. 2001. 2. Адашкявичене Э.Й. «Методика обучения спортивным играм». Москва.1992. 3. Лысова И.А. «Физическая культура». Москва. 2002. 4. Лысова И.А. «Тесты по физической культуре». Москва. 2002. 5. Министерство просвещение СССР. «Программы для дошкольных учрежденийи общеобразовательных школ. Спортивные кружки и секции». Москва. 1986. 6. Фурсова В.Н. «Методические рекомендации по руководству и контролю за физическим воспитанием учащихся общеобразовательных школ». Тамбов. 1995. Образовательные и информационные ресурсы Автор, название, год издания: учебного, учебно-методического издания и (или) наименование электронного образовательного, информационного ресурса (группы электронных образовательных, информационных ресурсов) учебные, учебно-методические издания 1. Авдюхов В.М. «Правила игры в футбол». Москва. 2001. 2. Адашкявичене Э.Й. «Методика обучения спортивным играм». Москва.1992. 3. Блохин В.В. «Футбол». Учебное пособие. Москва. 2005. 4. Грудин Н.М. «Самостоятельные занятия по футболу». Москва.2001. 5. Друзь Е.Н. « Хочу стать футболистом». Москва. 2000 19 Вид образовательн ого и информацион ного ресурса (печатный / электронный) печатный печатный печатный печатный печатный 6. Лысова И.А. « Физическая культура». Москва. 2002. 7. Лысова И.А. «Тесты по физической культуре». Москва. 2002. 8. Министерство просвещение СССР. «Программы для дошкольных учреждений и общеобразовательных школ. Спортивные кружки и секции». Москва. 1986. 9. Фурсова В.Н. «Методические рекомендации по руководству и контролю за физическим воспитанием учащихся общеобразовательных школ». Тамбов. 1995. наименование электронного образовательного, информационного ресурса 1. Умняша. Все о футболе https://yandex.ru/video/preview/?text=видео%20для%20детей%20о% 20футболе&path=wizard&parent-reqid=1618556060629318947095895787072245700103-production-app-host-man-web-yp42&wiz_type=vital&filmId=16763404533308076299 2. Мотивационное видео https://yandex.ru/video/preview/?text=видео+для+детей+о+футболе& path=wizard&parent-reqid=1618556060629318947095895787072245700103-production-app-host-man-web-yp42&wiz_type=vital&filmId=12589879542948185777&url=http%3A% 2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DO_eJIv4OR5s 3. Здоровое ТВ. Спорт для детей https://yandex.ru/video/preview/?text=видео+для+детей+о+футболе& path=wizard&parent-reqid=1618556060629318947095895787072245700103-production-app-host-man-web-yp42&wiz_type=vital&filmId=9173293021525706069&url=http%3A%2 F%2Ffrontend.vh.yandex.ru%2Fplayer%2F11501609499155018704 4. Обучающие видео «Уроки футбола от «Газпром»-Академии. https://fc-zenit.ru/video/academy-lessons/ печатный печатный печатный печатный Электронный Электронный Электронный Электронный Кадровое обеспечение Минимально допустимая квалификация педагога Уровень образования педагога: среднее профессиональное (педагогическое) Профессиональная категория: нет требований Уровень соответствия квалификации: Педагогом пройдена профессиональная переподготовка по профилю программы. К занятию педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам может быть привлечено лицо, обучающееся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедших промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения». 5. Оценочные материалы Вводный контроль по общефизической и специальной подготовке проводится в сентябре. Текущий контроль по общефизической и специальной подготовке осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала. Итоговый контроль по общефизической и специальной подготовке проводится в мае. 20 № п/п 1 2 3 4 Контрольные испытания 1 год обучения Нормативные требования Бег на 30 м с высокого старта, с Бег на 90 м с высокого старта, с Прыжок в длину с места, см Бросок набивного мяча (0,5 кг) двумя руками из-за головы вперед, м Жонглирование мячом, кол-во раз Удар на дальность, м Удар на точность (кол-во попаданий из 5 попыток) 8 30 90 3 8 Бег на 20 м с ведением мяча (необходимо выполнить не менее 3-х касаний) 15 № п/п 1 2 3 4 Контрольные испытания 2 год обучения Нормативные требования 5 6 7 2 7 3 7 25 120 5 5 6 Бег на 30 м с высокого старта, с Бег на 90 м с высокого старта, с Прыжок в длину с места, см Бросок набивного мяча (0,5 кг) двумя руками из-за головывперед, м Жонглирование мячом, кол-во раз Удар на дальность, м 7 Удар на точность(кол-во попаданий из 5 попыток) 4 8 Бег на 20 м с ведением мяча (необходимо выполнить не менее3-х касаний) 12 № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Контрольные испытания 3 год обучения Бег на 30 м с высокого старта, с Бег на 90 м с высокого старта, с Прыжок в длину с места, см Бросок набивного мяча (0.5кг) двумя руками из-за головы вперед, м Жонглирование мячом, кол-во раз Удар на дальность, м Удар на точность(кол-во попаданий из 5 попыток) Бег на 20 м с ведением мяча ( не менее 3-х касаний), с Контрольные испытания 4 год обучения Бег на 30 м с высокого старта, с Бег на 90 м с высокого старта, с Прыжок в длину с места, см Бросок набивного мяча (0.5кг) двумя руками из-за головы вперед, м Жонглирование мячом, кол-во раз Удар на дальность, м Удар на точность(кол-во попаданий из 5 попыток) Бег на 20 м с ведением мяча ( не менее 3-х касаний), с 21 4 10 Нормативные требования 6 20 120 7 5 15 5 10 Нормативные требования 6 20 120 7 5 15 5 10 6. Методические материалы Список литературы для педагога 1. Авдюхов В.М. «Правила игры в футбол». Москва. 2001. 2. Адашкявичене Э.Й. «Методика обучения спортивным играм». Москва.1992. 3. Блохин В.В. «Футбол». Учебное пособие. Москва. 2005. 4. Грудин Н.М. «Самостоятельные занятия по футболу».Москва.2001. 5. Друзь Е.Н. «Хочу стать футболистом». Москва. 2000 6. Лысова И.А. «Физическая культура». Москва. 2002. 7. Лысова И.А. «Тесты по физической культуре». Москва. 2002. 8. Министерство просвещение СССР. «Программы для дошкольных учрежденийи общеобразовательных школ. Спортивные кружки и секции». Москва. 1986. 9. Фурсова В.Н. «Методические рекомендации по руководству и контролю за физическим воспитанием учащихся общеобразовательных школ». Тамбов. 1995. Интернет-ресурсы 1. Умняша. Все о футболе https://yandex.ru/video/preview/?text=видео%20для%20детей%20о%20футболе&path=w izard&parent-reqid=1618556060629318-947095895787072245700103-production-apphost-man-web-yp-42&wiz_type=vital&filmId=16763404533308076299 2. Мотивационное видео https://yandex.ru/video/preview/?text=видео+для+детей+о+футболе&path=wizard&parent -reqid=1618556060629318-947095895787072245700103-production-app-host-man-webyp42&wiz_type=vital&filmId=12589879542948185777&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube .com%2Fwatch%3Fv%3DO_eJIv4OR5s 3. Здоровое ТВ. Спорт для детей https://yandex.ru/video/preview/?text=видео+для+детей+о+футболе&path=wizard&parent -reqid=1618556060629318-947095895787072245700103-production-app-host-man-webyp42&wiz_type=vital&filmId=9173293021525706069&url=http%3A%2F%2Ffrontend.vh.ya ndex.ru%2Fplayer%2F11501609499155018704 4. Обучающие видео «Уроки футбола от «Газпром»-Академии. https://fczenit.ru/video/academy-lessons/ 22 Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 40 «Берёзонька» Принята на заседании Педагогического совета от 31.08. 2021 года БМАДОУ «Детский сад № 40» Протокол № 1 УТВЕРЖДАЮ Заведующий БМАДОУ «Детский сад № 40» Ягудина М.А. Приказ № 54-О от 31.08.2021 года РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «ЮНЫЕ ФУТБОЛИСТЫ» Возраст обучающихся: 3-4 года Срок реализации: 1 год ФИО: Беликов Максим Сергеевич, педагог дополнительного образования Березовский, 2021 23 Пояснительная записка Спортивные игры и упражнения способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма, улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств. Занятия футболом способствуют развитию быстроты, ловкости, координации движений, двигательной реакции, ориентировке в пространстве. Игры с мячом развивают навыки поведения в коллективе, воспитывают товарищеские взаимоотношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи. Они требуют выдержки, смелости, решительности. Дети учатся управлять своим поведением в различных игровых ситуациях. Социальное развитие ребенка в игре предполагает ориентирование детей на сферу общения и сотрудничества, умение принимать чужие ситуации, как свои. Именно эта способность понимать и чувствовать позицию другого человека составляет фундамент общения друг с другом и со взрослыми. Во время игры дети испытывают самый широкий диапазон переживаний, так же учатся взаимодействовать, сотрудничать, командовать, уступать и т.д. Очень ценно, что занятия спортивными играми и упражнениями способствуют воспитанию у дошкольников положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи. Достаточная физическая активность детей во время спортивных игр и тренировок, подкрепляющаяся соответствующей тренировкой основных физиологических систем организма (нервной, сердечно–сосудистой и дыхательной) является одним из факторов сохранения и улучшения здоровья, повышения жизненного тонуса. Цель и задачи Программы Цель - познакомить детей с правилами игры, учить техническим приемам игры в футбол. Задачи: 1. Формировать элементарные представление о правилах игры в футбол. 2. Познакомить детей с развитием футбола в России; 3. Познакомить детей с оборудованием, необходимым для игры детей в футбол; 4. Формировать гигиенические знания и навыки; 5. Учить детей элементарным правилам игры в футбол; 6. Развивать простейшие тактико–технические действия: передвижение без мяча, удары по мячу, ведение, технику вратаря, защиты, нападения, введения мяча из-за боковой линии, индивидуальные действия с мячом; нападения, стандартных положений; 7. Развивать умения «видеть поле»; 8. Развивать физические качества: ловкость, быстроту, координационные способности, точность движений, глазомер, выносливость; 9. Развивать морально-нравственные качества: смелость, решительность, справедливость, уверенность в своих силах, самостоятельность, активность, целеустремленность; 10. Привлекать детей к соревнованиям по футболу; 11. Воспитывать чувство товарищества, дружеские взаимоотношения, чувство команды. Условия организации учебно-воспитательного процесса Комплектование групп происходит с 1 по 15 сентября текущего учебного года в соответствии с запросом родителей (законных представителей). Наполняемость групп 24 (максимальная) - 20 человек. Количество групп зависит от количества воспитанников. Возраст воспитанников – 3-4 года. Режим осуществления образовательной деятельности в режиме деятельности БМАДОУ «Детский сад № 40». Количество занятий в неделю – 2. Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с утвержденным расписанием. Продолжительность занятия составляет 15 мин. Количество часов на освоение материала – 64. Ожидаемые результаты Ожидаемые результаты учебного года, определяющие основные компоненты процесса освоения дополнительной общеобразовательной программы. 1. У детей формируются элементарные представление о правилах игры в футбол. 2. Дети знакомятся с развитием футбола в России; 3. Дети знакомятся с оборудованием, необходимым для игры детей в футбол; 4. У детей формируются гигиенические знания и навыки; 5. Дети знакомы с элементарными правилам игры в футбол; 6. У детей развиваются простейшие тактико–технические действия: передвижение без мяча, удары по мячу, ведение, технику вратаря, защиты, нападения, введения мяча из-за боковой линии, индивидуальные действия с мячом; нападения, стандартных положений; 7. У детей развиваются умения «видеть поле»; 8. У детей развиваются физические качества: ловкость, быстроту, координационные способности, точность движений, глазомер, выносливость; 9. У детей развиваются морально-нравственные качества: смелость, решительность, справедливость, уверенность в своих силах, самостоятельность, активность, целеустремленность; 10. Дети проявляют интерес к участию в соревнованиях по футболу; 11. Дети дружны между собой. Календарно-тематическое планирование 1-2 сентябрь Форма занятия теория 3-4 сентябрь практика 2 5 сентябрь теория 1 Гигиенические знания и навыки. Закаливание Учебно- тренировочное занятие 6-7 сентябрь теория 2 Правила игры в футбол Учебно- тренировочное занятие 8 сентябрь теория 1 Место занятий. Оборудование Учебно- тренировочное занятие № Месяц Кол-во часов 2 Тема Формы контроля Развитие физической культуры и спорта в России. Развитие футбола в России. Выполнение контрольных нормативов Учебно- тренировочное занятие 25 Диагностика октябрь практика 4 Техника передвижения без Учебно- тренировочное мяча занятие 13-18 октябрь ноябрь практика 6 Удары по мячу ногой Учебно- тренировочное занятие ноябрь практика 1 ОРУ без предметов Учебно- тренировочное занятие 20-25 ноябрь декабрь практика 6 Ведение мяча Учебно- тренировочное занятие декабрь практика 1 Упражнения с набивным мячом Учебно- тренировочное занятие 27-30 декабрь практика 4 Остановка мяча декабрь практика 1 Акробатические упражнения Учебно- тренировочное занятие Учебно- тренировочное занятие 32-35 декабрь январь практика 4 Отбор мяча Учебно- тренировочное занятие январь практика 1 Упражнения в висах и упорах Учебно- тренировочное занятие 37-38 февраль практика 2 Введение мяча из-за боковой линии Учебно- тренировочное занятие февраль практика 1 Легкоатлетические упражнения Учебнотренировочноезанятие 40-41 февраль практика 2 Техника игры вратаря Учебно- тренировочное занятие 42-45 февраль март практика 4 Стандартные положения Учебно- тренировочное занятие 9-12 19 26 31 36 39 46 март практика 1 Тактика игры вратаря Учебно- тренировочное занятие 47 март практика 1 Подвижные игры и эстафеты Учебно- тренировочное занятие 48 март практика 1 Индивидуальные действия без мяча Учебно- тренировочное занятие 49 март практика 1 Спортивные игры Учебнотренировочноезанятие 26 50 март практика 1 Упр. для развития умения Учебно- тренировочное занятие «видеть поле» 51-52 март практика 2 Спец.упражнения для развития быстроты Учебно- тренировочное занятие 53-54 апрель практика 2 Тактика нападения Учебно- тренировочное занятие 55 апрель практика 1 Спец.упражнения для развития ловкости Учебно- тренировочное занятие 56 апрель практика 1 Индивидуальные действия с мячом Учебнотренировочноезанятие 57-58 апрель практика 2 Тактика защиты 59-62 апрельмай практика 4 Соревнования по футболу Учебно-тренировочное занятие Соревнования 2 Выполнение контрольных нормативов 63-64 май практика 27 Диагностика Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 40 «Берёзонька» Принята на заседании Педагогического совета от 31.08. 2021 года БМАДОУ «Детский сад № 40» Протокол № 1 УТВЕРЖДАЮ Заведующий БМАДОУ «Детский сад № 40» Ягудина М.А. Приказ № 54-О от 31.08.2021 года РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «ЮНЫЕ ФУТБОЛИСТЫ» Возраст обучающихся: 4-5 лет Срок реализации: 1 год ФИО: Беликов Максим Сергеевич, педагог дополнительного образования Березовский, 2021 28 Пояснительная записка Спортивные игры и упражнения способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма, улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств. Занятия футболом способствуют развитию быстроты, ловкости, координации движений, двигательной реакции, ориентировке в пространстве. Игры с мячом развивают навыки поведения в коллективе, воспитывают товарищеские взаимоотношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи. Они требуют выдержки, смелости, решительности. Дети учатся управлять своим поведением в различных игровых ситуациях. Социальное развитие ребенка в игре предполагает ориентирование детей на сферу общения и сотрудничества, умение принимать чужие ситуации, как свои. Именно эта способность понимать и чувствовать позицию другого человека составляет фундамент общения друг с другом и со взрослыми. Во время игры дети испытывают самый широкий диапазон переживаний, так же учатся взаимодействовать, сотрудничать, командовать, уступать и т.д. Очень ценно, что занятия спортивными играми и упражнениями способствуют воспитанию у дошкольников положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи. Достаточная физическая активность детей во время спортивных игр и тренировок, подкрепляющаяся соответствующей тренировкой основных физиологических систем организма (нервной, сердечно–сосудистой и дыхательной) является одним из факторов сохранения и улучшения здоровья, повышения жизненного тонуса. Цель и задачи Программы Цель - познакомить детей с правилами игры, учить техническим приемам игры в футбол. Задачи: 1. Продолжать формировать элементарные представление о правилах игры в футбол. 2. Продолжать знакомить детей с развитием футбола в России; 3. Продолжать знакомить детей с оборудованием, необходимым для игры детей в футбол; 4. Продолжать формировать гигиенические знания и навыки; 5. Продолжать учить детей элементарным правилам игры в футбол; 6. Продолжать развивать простейшие тактико–технические действия: передвижение без мяча, удары по мячу, упражнения с набивным мячом, остановка мяча, ведение, технику вратаря, защиты, нападения, введения мяча из-за боковой линии, индивидуальные действия с мячом; нападения, стандартных положений; 7. Развивать умения «видеть поле»; 8. Развивать физические качества: ловкость, быстроту, координационные способности, точность движений, глазомер, выносливость; 9. Развивать морально-нравственные качества: смелость, решительность, справедливость, уверенность в своих силах, самостоятельность, активность, целеустремленность; 10. Привлекать детей к соревнованиям по футболу; 11. Воспитывать чувство товарищества, дружеские взаимоотношения, чувство команды. 29 Условия организации учебно-воспитательного процесса Комплектование групп происходит с 1 по 15 сентября текущего учебного года в соответствии с запросом родителей (законных представителей). Наполняемость групп (максимальная) - 20 человек. Количество групп зависит от количества воспитанников. Возраст воспитанников – 4-5 лет. Режим осуществления образовательной деятельности в режиме деятельности БМАДОУ «Детский сад № 40». Количество занятий в неделю – 2. Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с утвержденным расписанием. Продолжительность занятия составляет 20 мин. Количество часов на освоение материала – 64. Ожидаемые результаты Ожидаемые результаты учебного года, определяющие основные компоненты процесса освоения дополнительной общеобразовательной программы. 1. У детей формируются элементарные представление о правилах игры в футбол. 2. Дети продолжают знакомиться с развитием футбола в России; 3. Дети продолжают знакомиться с оборудованием, необходимым для игры детей в футбол; 4. У детей продолжают формироваться гигиенические знания и навыки; 5. Дети продолжают учиться элементарным правилам игры в футбол; 6. Дети продолжают развивать простейшие тактико–технические действия: передвижение без мяча, удары по мячу, упражнения с набивным мячом, остановка мяча, ведение, технику вратаря, защиты, нападения, введения мяча из-за боковой линии, индивидуальные действия с мячом; нападения, стандартных положений; 7. У детей продолжают развиваться умения «видеть поле»; 8. У детей продолжают развиваться физические качества: ловкость, быстроту, координационные способности, точность движений, глазомер, выносливость; 9. У детей продолжают развиваться морально-нравственные качества: смелость, решительность, справедливость, уверенность в своих силах, самостоятельность, активность, целеустремленность; 10. Дети проявляют интерес к участию в соревнованиях по футболу; 11. Дети дружны между собой. Календарно-тематическое планирование 1-2 Форма занятия сентябрь теория 3-4 сентябрь практика 5-6 сентябрь теория № Месяц Кол-во Тема часов 2 Развитие физической культуры и спорта в России. Развитие футбола в России. 2 Выполнение контрольных нормативов 2 Гигиенические знания и навыки. Закаливание 30 Формы контроля Учебнотренировочное занятие Диагностика Учебнотренировочное занятие 7 сентябрь теория 1 Правила игры в футбол 8 сентябрь теория 1 Место занятий. Оборудование 9-12 октябрь практика 4 Техника передвижения без мяча 13-18 октябрь ноябрь практика 6 Удары по мячу ногой 19 ноябрь практика 1 ОРУ без предметов 20-24 Ноябрь практика 5 Ведение мяча 25 декабрь практика 1 Упражнения с набивным мячом 26-29 декабрь практика 4 Остановка мяча 30 декабрь практика 1 Акробатические упражнения 31-34 декабрь январь практика 4 Отбор мяча 35 январь практика 1 Упражнения в висах и упорах 36-37 январь февраль практика 2 Введение мяча из-за боковой линии 38 февраль практика 1 Легкоатлетические упражнения 39-40 февраль практика 2 Техника игры вратаря 41-44 Февраль практика 4 Стандартные положения 45-46 март практика 2 Тактика игры вратаря 47 март практика 1 Подвижные игры и эстафеты 31 Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие 48 март практика 1 Индивидуальные действия без мяча 49 март практика 1 Спортивные игры 51 март практика 2 Упр. для развития умения «видеть поле» 52 март практика 1 Спец.упражнения для развития быстроты 53-54 апрель практика 2 Тактика нападения 55 апрель практика 1 Спец.упражнения для развития ловкости 56 апрель практика 1 Индивидуальные действия с мячом 57-58 апрель практика 2 Тактика защиты 59-62 апрель май май практика 4 Соревнования по футболу практика 2 Выполнение контрольных нормативов 63-64 32 Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Соревнования Диагностика Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 40 «Берёзонька» Принята на заседании Педагогического совета от 31.08. 2021 года БМАДОУ «Детский сад № 40» Протокол № 1 УТВЕРЖДАЮ Заведующий БМАДОУ «Детский сад № 40» Ягудина М.А. Приказ № 54-О от 31.08.2021 года РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «ЮНЫЕ ФУТБОЛИСТЫ» Возраст обучающихся: 5-6 лет Срок реализации: 1 год ФИО: Беликов Максим Сергеевич, педагог дополнительного образования Березовский, 2021 33 Пояснительная записка Спортивные игры и упражнения способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма, улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств. Занятия футболом способствуют развитию быстроты, ловкости, координации движений, двигательной реакции, ориентировке в пространстве. Игры с мячом развивают навыки поведения в коллективе, воспитывают товарищеские взаимоотношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи. Они требуют выдержки, смелости, решительности. Дети учатся управлять своим поведением в различных игровых ситуациях. Социальное развитие ребенка в игре предполагает ориентирование детей на сферу общения и сотрудничества, умение принимать чужие ситуации, как свои. Именно эта способность понимать и чувствовать позицию другого человека составляет фундамент общения друг с другом и со взрослыми. Во время игры дети испытывают самый широкий диапазон переживаний, так же учатся взаимодействовать, сотрудничать, командовать, уступать и т.д. Очень ценно, что занятия спортивными играми и упражнениями способствуют воспитанию у дошкольников положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи. Достаточная физическая активность детей во время спортивных игр и тренировок, подкрепляющаяся соответствующей тренировкой основных физиологических систем организма (нервной, сердечно–сосудистой и дыхательной) является одним из факторов сохранения и улучшения здоровья, повышения жизненного тонуса. Цель и задачи Программы Цель - познакомить детей с правилами игры, учить техническим приемам игры в футбол. Задачи: 1. Продолжать формировать элементарные представление о правилах игры в футбол. 2. Продолжать знакомить детей с развитием футбола в России; 3. Продолжать знакомить детей с оборудованием, необходимым для игры детей в футбол; 4. Продолжать формировать гигиенические знания и навыки; 5. Продолжать учить детей элементарным правилам игры в футбол; 6. Продолжать развивать простейшие тактико–технические действия: передвижение без мяча, удары по мячу ногой, упражнения с набивным мячом, остановка мяча, ведение, отбор мяча технику вратаря, защиты, нападения, финты, обманные движения, индивидуальные действия с мячом; нападения, стандартных положений; 7. Учить детей выполнять легкоатлетические упражнения, упражнения на висах и упорах; 8. Развивать умения «видеть поле»; 9. Развивать физические качества: ловкость, быстроту, координационные способности, точность движений, глазомер, выносливость; 10. Развивать морально-нравственные качества: смелость, решительность, справедливость, уверенность в своих силах, самостоятельность, активность, целеустремленность; 11. Привлекать детей к соревнованиям по футболу; 12. Воспитывать чувство товарищества, дружеские взаимоотношения, чувство команды. 34 Условия организации учебно-воспитательного процесса Комплектование групп происходит с 1 по 15 сентября текущего учебного года в соответствии с запросом родителей (законных представителей). Наполняемость групп (максимальная) - 20 человек. Количество групп зависит от количества воспитанников. Возраст воспитанников – 5-6 лет. Режим осуществления образовательной деятельности в режиме деятельности БМАДОУ «Детский сад № 40». Количество занятий в неделю – 2. Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с утвержденным расписанием. Продолжительность занятия составляет 25 мин. Количество часов на освоение материала – 64. Ожидаемые результаты Ожидаемые результаты учебного года, определяющие основные компоненты процесса освоения дополнительной общеобразовательной программы. 1. У детей формируются элементарные представление о правилах игры в футбол. 2. Дети продолжают знакомиться с развитием футбола в России; 3. Дети продолжают знакомиться с оборудованием, необходимым для игры детей в футбол; 4. У детей продолжают формироваться гигиенические знания и навыки; 5. Дети продолжают учиться элементарным правилам игры в футбол; 6. Дети продолжают развивать простейшие тактико–технические действия: передвижение без мяча, удары по мячу ногой, упражнения с набивным мячом, остановка мяча, ведение, отбор мяча технику вратаря, защиты, нападения, финты, обманные движения, индивидуальные действия с мячом; нападения, стандартных положений; 7. Дети пытаются выполнять легкоатлетические упражнения, упражнения на висах и упорах; 8. У детей продолжают развиваться умения «видеть поле»; 9. У детей продолжают развиваться физические качества: ловкость, быстроту, координационные способности, точность движений, глазомер, выносливость; 10. У детей продолжают развиваться морально-нравственные качества: смелость, решительность, справедливость, уверенность в своих силах, самостоятельность, активность, целеустремленность; 11. Дети проявляют интерес к участию в соревнованиях по футболу; 12. Дети дружны между собой. Календарно-тематическое планирование № Месяц Форма занятия 1-2 сентябрь теория 3-4 сентябрь практика Кол-во Тема часов 2 Развитие физической культуры и спорта в России. Развитие футбола в России. Выполнение 2 контрольных нормативов 35 Формы контроля Учебнотренировочное занятие Диагностика 5-6 сентябрь теория 2 7 сентябрь теория 1 8 сентябрь теория 1 9-11 октябрь практика 3 12-15 октябрь практика 4 октябрь практика 1 17-21 Ноябрь практика 5 ноябрь практика 1 23-24 ноябрь практика 2 декабрь практика 1 26-29 Декабрь практика 4 декабрь практика 1 31-32 декабрь практика 2 январь практика 1 34-35 январь практика 2 36-39 Январь Февраль практика 4 40-41 февраль практика 2 16 22 25 30 33 36 Гигиенические знания инавыки. Закаливание Правила игры в футбол Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие УчебноМесто занятий. тренировочное Оборудование занятие Техника Учебнопередвижения без тренировочное мяча занятие УчебноУдары по мячу тренировочное ногой занятие ОРУ без предметов Учебнотренировочное занятие Ведение мяча Учебнотренировочное занятие Упражнения с Учебнонабивным тренировочное мячом занятие УчебноОстановка мяча тренировочное занятие Акробатические Учебноупражнения тренировочное занятие Отбор мяча Учебнотренировочное занятие Упражнения в висах Учебнотренировочное и упорах занятие Введение мяча из-за Учебнобоковой линии тренировочное затие Легкоатлетические Учебноупражнения тренировочное занятие УчебноТехника игры тренировочное вратаря занятие Стандартные Учебнотренировочное положения занятие УчебноТактика игры тренировочное завратаря тие 42-43 февраль практика 2 Финты. Обманные движения февраль практика 1 Подвижные игры и эстафеты 45-46 март практика 2 Удары по мячу головой 47 март практика 1 48 март практика 1 Индивидуальные действия без мяча Спортивные игры 49-51 март практика 3 март практика 1 53-54 апрель практика 2 55 апрель практика 1 56 апрель практика 1 57-58 апрель практика 2 Тактика защиты 59-62 Апрельмай практика 4 63-64 май 2 Соревнования по футболу Выполнение контрольныхнормов 44 52 практика 37 Упр. для развития умения «видеть поле» Спец.упражнения дляразвития быстроты Тактика нападения Спец.упражнения дляразвития ловкости Индивидуальные действияс мячом Учебнотренировочное затие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное затие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное за-ие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Соревнования Диагностика Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 40 «Берёзонька» Принята на заседании Педагогического совета от 31.08. 2021 года БМАДОУ «Детский сад № 40» Протокол № 1 УТВЕРЖДАЮ Заведующий БМАДОУ «Детский сад № 40» Ягудина М.А. Приказ № 54-О от 31.08.2021 года РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «ЮНЫЕ ФУТБОЛИСТЫ» Возраст обучающихся: 6-7 лет Срок реализации: 1 год ФИО: Беликов Максим Сергеевич, педагог дополнительного образования Березовский, 2021 38 Пояснительная записка Спортивные игры и упражнения способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма, улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств. Занятия футболом способствуют развитию быстроты, ловкости, координации движений, двигательной реакции, ориентировке в пространстве. Игры с мячом развивают навыки поведения в коллективе, воспитывают товарищеские взаимоотношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи. Они требуют выдержки, смелости, решительности. Дети учатся управлять своим поведением в различных игровых ситуациях. Социальное развитие ребенка в игре предполагает ориентирование детей на сферу общения и сотрудничества, умение принимать чужие ситуации, как свои. Именно эта способность понимать и чувствовать позицию другого человека составляет фундамент общения друг с другом и со взрослыми. Во время игры дети испытывают самый широкий диапазон переживаний, так же учатся взаимодействовать, сотрудничать, командовать, уступать и т.д. Очень ценно, что занятия спортивными играми и упражнениями способствуют воспитанию у дошкольников положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи. Достаточная физическая активность детей во время спортивных игр и тренировок, подкрепляющаяся соответствующей тренировкой основных физиологических систем организма (нервной, сердечно–сосудистой и дыхательной) является одним из факторов сохранения и улучшения здоровья, повышения жизненного тонуса. Цель и задачи Программы Цель - познакомить детей с правилами игры, учить техническим приемам игры в футбол. Задачи: 1. Продолжать формировать элементарные представление о правилах игры в футбол. 2. Продолжать знакомить детей с развитием футбола в России; 3. Продолжать знакомить детей с оборудованием, необходимым для игры детей в футбол; 4. Продолжать формировать гигиенические знания и навыки; 5. Продолжать учить детей элементарным правилам игры в футбол; 6. Продолжать развивать простейшие тактико–технические действия: передвижение без мяча, удары по мячу ногой, упражнения с набивным мячом, остановка мяча, ведение, отбор мяча технику вратаря, защиты, нападения, финты, обманные движения, индивидуальные действия с мячом; нападения, стандартных положений, удары по мячу головой, введения мяча из-за боковой линии; 7. Учить детей выполнять акробатические упражнения, упражнения на висах и упорах; 8. Развивать умения «видеть поле»; 9. Развивать физические качества: ловкость, быстроту, координационные способности, точность движений, глазомер, выносливость; 10. Развивать морально-нравственные качества: смелость, решительность, справедливость, уверенность в своих силах, самостоятельность, активность, целеустремленность; 11. Привлекать детей к соревнованиям по футболу; 12. Воспитывать чувство товарищества, дружеские взаимоотношения, чувство команды. 39 Условия организации учебно-воспитательного процесса Комплектование групп происходит с 1 по 15 сентября текущего учебного года в соответствии с запросом родителей (законных представителей). Наполняемость групп (максимальная) - 20 человек. Количество групп зависит от количества воспитанников. Возраст воспитанников – 6-7 лет. Режим осуществления образовательной деятельности в режиме деятельности БМАДОУ «Детский сад № 40». Количество занятий в неделю – 2. Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с утвержденным расписанием. Продолжительность занятия составляет 30 мин. Количество часов на освоение материала – 64. Ожидаемые результаты Ожидаемые результаты учебного года, определяющие основные компоненты процесса освоения дополнительной общеобразовательной программы. 1. У детей формируются элементарные представление о правилах игры в футбол. 2. Дети продолжают знакомиться с развитием футбола в России; 3. Дети продолжают знакомиться с оборудованием, необходимым для игры детей в футбол; 4. У детей продолжают формироваться гигиенические знания и навыки; 5. Дети продолжают учиться элементарным правилам игры в футбол; 6. Дети продолжают развивать простейшие тактико–технические действия: передвижение без мяча, удары по мячу ногой, упражнения с набивным мячом, остановка мяча, ведение, отбор мяча технику вратаря, защиты, нападения, финты, обманные движения, индивидуальные действия с мячом; нападения, стандартных положений, удары по мячу головой, введения мяча из-за боковой линии; 7. Дети пытаются выполнять акробатические упражнения, упражнения на висах и упорах; 8. У детей продолжают развиваться умения «видеть поле»; 9. У детей продолжают развиваться физические качества: ловкость, быстроту, координационные способности, точность движений, глазомер, выносливость; 10. У детей продолжают развиваться морально-нравственные качества: смелость, решительность, справедливость, уверенность в своих силах, самостоятельность, активность, целеустремленность; 11. Дети проявляют интерес к участию в соревнованиях по футболу; 12. Дети дружны между собой. Календарно-тематическое планирование № Месяц Форма занятия 1-2 сентябрь теория 3-4 сентябрь практика КолТема во часов 2 Развитие физической культуры и спорта в России. Развитие футбола в России. 2 Выполнение контрольных нормативов 40 Формы контроля Учебнотренировочное занятие Диагностика 5-6 сентябрь теория 2 Гигиенические знания и навыки. Закаливание 7 сентябрь теория 1 Правила игры в футбол 8 сентябрь теория 1 Место занятий. Оборудование 9-11 октябрь практика 3 Техника передвижения без мяча 12-15 октябрь практика 4 Удары по мячу ногой 16 октябрь практика 1 ОРУ без предметов 17-21 Ноябрь практика 5 Ведение мяча 22 ноябрь практика 1 Упражнения с набивным мячом 23-24 ноябрь практика 2 Остановка мяча 25 декабрь практика 1 Акробатические упражнения 26-29 Декабрь практика 4 Отбор мяча 30 декабрь практика 1 Упражнения в висах и упорах 31-32 декабрь практика 2 Введение мяча из-за боковой линии 33 январь практика 1 Легкоатлетические упражнения 34-35 январь практика 2 Техника игры вратаря 36-39 Январь Февраль практика 4 Стандартные положения 40-41 февраль практика 2 Тактика игры вратаря 41 Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное затие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное затие 42-43 февраль практика 2 Финты. Обманные движения 44 февраль практика 1 Подвижные игры и эстафеты 45-46 март практика 2 Удары по мячу головой 47 март практика 1 Индивидуальные действия без мяча 48 март практика 1 Спортивные игры 49-51 март практика 3 Упр. для развития умения «видеть поле» 52 март практика 1 Спец.упражнения для развития быстроты 53-54 апрель практика 2 Тактика нападения 55 апрель практика 1 Спец.упражнения для развития ловкости 56 апрель практика 1 Индивидуальные действияс мячом 57-58 апрель практика 2 Тактика защиты 59-62 Апрель май май практика 4 Соревнования по футболу практика 2 Выполнение контрольных норм-ов 63-64 42 Учебнотренировочное затие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное затие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное заие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Соревнования Диагностика