Согласовано Педагогическим советом Протокол № 2 от 13.01.2022 Утверждаю: Заведующий БМАДОУ «Детский сад № 40» __________________М.А. Ягудина Приказ № 1/5-О от 13.01.2022 Программа наставничества в Березовском муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 40 «Березонька» г. Березовский, 2022 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности. Заведующий ДОО, старший воспитатель, методист осознают тот факт, что достижение желаемых результатов в воспитании, развитии и обучении дошкольников невозможно без оптимального подхода к работе с кадрами. Для эффективной организации образовательного процесса в ДОО необходима высокая профессиональная компетентность педагогов. Программа нацелена на работу с молодыми специалистами. Начиная свою работу в ДОУ, они испытывают потребность в общении с коллегами, в более глубоком знании психологии детей, методик дошкольного воспитания. Алгоритм данной программы предполагает следующее: 1. Постановка цели, задач; 2. Составление программы; 3. Подбор средств реализации программы; 4. Определение способов реализации программы, 5. Контроль и коррекция. Ожидаемый результат: -познание себя и ориентация на ценности саморазвития; -качественное изменение отношений в коллективе; -стремление взаимодействовать с установкой на открытость, взаимопомощь; -аналитические умения, позволяющие проводить анализ выполняемых в педагогическом взаимодействии с ребенком требований, оценивать данные требования; -умение применять психолого-педагогические знания в профессиональной деятельности; -умение планировать, подготавливать и осуществлять профессиональную деятельность (разрабатывать рабочую программу, календарно-тематическое планирование, разрабатывать и вести документацию); -умение анализировать индивидуальные качества ребенка, под руководством специалиста осуществлять педагогическую диагностику, психологический анализ индивидуальных особенностей ребенка и организовывать психолого-педагогическую поддержку развития ребенка; -прогностические умения, позволяющие учитывать специфику индивидуальности ребенка в образовательной и воспитательной деятельности; -умение анализировать развивающую среду в дошкольном образовательной организации и создавать эстетически грамотно организованную и психологически комфортную развивающуюся среду в нем; -умение использовать современные инновационные технологии в образовательно-воспитательном взаимодействии с детьми и др.; -молодой педагог активно участвует в мероприятиях различного уровня; -молодой педагог аттестуется на соответствие занимаемой должности, а далее на первую квалификационную категорию, не ранее, чем через 2 года. Таким образом, данная программа направлена на формирование у педагогов убеждений: -чтобы учить, сам должен много знать, уметь, верить. -тот, кто занят воспитанием души ребёнка, должен верить в него. -верить в свои педагогические возможности, никогда не опускать руки, даже когда, казалось бы, ничего не получается. Обязанности наставников: - руководствоваться требованиями законодательства Российской Федерации, региональными и локальными нормативными правовыми актами образовательной организации при осуществлении наставнической деятельности; - находиться во взаимодействии со всеми структурами образовательной организации, осуществляющими работу с наставляемым по программе наставничества; - осуществлять включение молодого/начинающего специалиста - в общественную жизнь коллектива, содействовать расширению общекультурного и профессионального кругозора, в т.ч. и на личном примере; - создавать условия для созидания и научного поиска, творчества в педагогическом процессе через привлечение к инновационной деятельности; - содействовать укреплению и повышению уровня престижности профессиональной деятельности, организуя участие в мероприятиях для молодых/начинающих педагогов различных уровней (профессиональные конкурсы, конференции, форумы, педагогические чтения и др.); - участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической деятельностью наставляемого, вносить предложения о его поощрении или применении мер дисциплинарного воздействия; - рекомендовать участие наставляемого в профессиональных региональных и федеральных конкурсах, оказывать всестороннюю поддержку и методическое сопровождение. Идея создания программы появилась в результате осознания необходимости сопровождения профессионально-личностного развития молодых воспитателей. При взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуальное единение, обмен опытом, развитие совместного творчества, развитие профессионального мастерства, самовыражения. I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Цель: помочь молодым воспитателям в повышении квалификации, уровня профессионального мастерства и обобщении передового педагогического опыта, адаптации к коллективу коллег, детей, родителей. Основные задачи программы: 1. Обеспечение теоретической, психологической, методической поддержки воспитателей. 2. Стимулирование повышения теоретического и методического уровня педагогов, овладения современными образовательными программами, инновационными технологиями. 3. Проведение мониторинга результативности работы во всех направлениях воспитательной и образовательной деятельности. Основные направления: 1. Анализ результатов образовательной деятельности, изучение уровня профессиональной подготовки педагогов, их потребностей, затруднений. 2. Организация семинаров, практикумов, деловых игр, консультаций, мастер-классов, открытых занятий с целью совершенствования методики и оптимизации их проведения. 3. Изучение нормативных правовых и инструктивных документов, обеспечивающих реализацию профессиональной деятельности. 4. Разработка и обсуждение планирования. 5. Взаимное посещение занятий обмена опытом, совершенствование методики преподавания. 6. Ознакомление педагогов с новинками нормативной правовой, учебнометодической, дидактической и справочной литературы. Условия эффективности работы: 1. Взаимосвязь всех звеньев методической деятельности, её форм и методов; 2. Системность и непрерывность в организации всех форм методической работы; 3. Сочетание теоретических и практических форм; 4. Оценка результатов работы (диагностика развития детей); 5. Своевременное обеспечение педагогов педагогической и учебнометодической информацией. II. ПОЭТАПНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ Цель: помочь молодому педагогу в профессиональном становлении. 1 этап: диагностический Педагогическое образование (колледж, ВУЗ). Теоретическая подготовка (знание основ общей и возрастной психологии, педагогики, методики воспитания и обучения детей дошкольного возраста). Наличие опыта практической работы с детьми. Ожидаемый результат педагогической деятельности. Выявление положительных и отрицательных черт характера педагога. Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников образовательного учреждения: - впервые принятыми воспитателями (специалистами), не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в дошкольных образовательных организациях; - выпускниками очных высших и средних специальных учебных заведений; - выпускниками непедагогических профессиональных образовательных учреждений завершивших очное, заочное или вечернее обучение и не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях; -педагогическими работниками, переведенными на другую работу, если выполнение ими служебных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения новыми практическими навыками; - воспитателями, нуждающимися в дополнительной подготовке для работы с детьми по инновационной технологии. 2 этап: практический Создание благоприятных условий для профессионального роста начинающих педагогов; Взаимоподдержка и взаимопомощь; Координация действий педагогов в соответствии с задачами ДОО и задачами воспитания и обучения детей; Разработка перспективных планов работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями и задачами реализуемых программ; Оказание методической помощи опытными педагогами начинающим; Помощь по подбору и использованию педагогически целесообразных пособий, игрового и дидактического материала; Оказание позитивного влияния на рост профессиональной компетентности начинающего педагога; Советы, рекомендации, разъяснения, поправки в педагогические действия. 3 этап: аналитический Анализ результатов работы молодого педагога с детьми; Динамика профессионального роста. Рейтинг молодого педагога среди коллег, родителей; Самоанализ своей деятельности за прошедший год; Перспективы дальнейшей работы с молодыми педагогами; Подведение итогов, выводы. Использовать в работе с молодыми воспитателями разработку индивидуального плана профессионального становления: -назначение наставника из числа педагогов (необходимое условие – согласие и выбор его только самим молодым педагогом); -педагогическое самообразование и самовоспитание; -участие в мероприятиях «Школы молодого воспитателя»; -участие в работе методического объединения; участие в жизни ДОО. Работу с молодыми воспитателями строить с учетом основных аспектов: Наставник / старший воспитатель / методист – молодой специалист: -создание условий для легкой адаптации молодого специалиста на работе; -обеспечение необходимыми знаниями, умениями, навыками; -обеспечение методической литературой, материалами перспективного планирования, дидактическими материалами, знакомство с методическим кабинетом. Молодой специалист – ребенок и его родитель: -формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей. Молодой специалист –ребенок: -оказание поддержки со стороны коллег. В современных условиях выпускник вуза, колледжа, молодой специалист должен максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Сегодня система наставничества заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость выпускника учебного заведения / молодого специалиста получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. Процесс наставничества затрагивает интересы трех субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и организации - работодателя. В своём профессиональном становлении молодой педагог проходит несколько ступеней. 1 ступень – 1 год работы (стажировка) - самый сложный период как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег. Осознание своих возможностей как педагога, начинает понимать свою значимость для детей, родителей, коллег. На практике применяет знания и умения, полученные в учебном заведении. Трудности, испытывающие в работе, заставляют заниматься самообразованием. Задача: предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя. Адаптационная работа включает в себя: Беседу заведующего ДОО при приеме на работу молодого специалиста, знакомство его с должностной инструкцией, условиями труда, правилами внутреннего трудового распорядка, уставом ДОО, традициями, определение рабочего места. Изучение нормативной правовой базы. Ведение документации. Знакомство с детским садом, представление молодого воспитателя коллективу (выбираются те формы и методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста.). Анкетирование (выявление затруднений в работе на начало года). Молодой воспитатель несколько дней под руководством старшего воспитателя / методиста проходит стажировку у своего более опытного коллеги, т.е. они работают вместе с группой детей наставника. За это время он знакомится с воспитанниками, родителями, помощником воспитателя, изучает режим дня группы, документацию и т.д. Все возникшие вопросы обсуждаются после рабочей смены в присутствии старшего воспитателя / методиста. По возможности начинающий педагог направляется на ту группу, где работает опытный воспитатель, который может быть его наставником, дать необходимые консультации, продемонстрировать занятия, организацию прогулки детей и т.д. Дидактическая подготовка к проведению педагогических мероприятий и совместной деятельности детей. Молодой воспитатель испытывает потребность в своевременной положительной оценке своего труда. Закрепление педагога – наставника за молодым специалистом. Составление совместного плана молодого специалиста и наставника. Взаимодействие молодых педагогов разных ДОО. 2 ступень – 2 - 5- й год работы (развивающий) - процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, снискание авторитета среди детей, родителей, коллег. Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия: методические объединения воспитателей, отчеты и т.д. Все интересные идеи, методы и приемы по рекомендации старшего воспитателя фиксирует в «Творческой тетради». На этом этапе старший воспитатель предлагает определить методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно. Активно привлекается к показу педагогических мероприятий на уровне детского сада. 3 ступень – 5-6 й год работы (становления) - складывается система взаимоотношений с детьми, родителями, коллегами, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии. Происходит совершенствование, саморазвитие, освоение новых педагогических методик, технологий, устойчивый интерес к профессии, активное освоение приемов работы с детьми, развитие навыков самооценки, самоконтроля, желания повышать свое образование и квалификационную категорию, обобщение своего опыта работы. План работы с молодыми педагогами Сроки Январь Содержание мероприятий 1. Создание приказа о системе наставничестве в ДОО. Закрепление опытных педагогов за молодыми педагогами. 2. Разработка приказа о назначении наставников и формировании наставнических пар 3. Сбор данных о молодых педагогах Анкетирование молодых педагогов. 4. Планирование образовательной деятельности на неделю - «С утра до вечера» (планирование разных видов деятельности в течение дня). 5. Консультация по теме «Особенности разработки рабочей программы». 6. Рабочая программа педагога. Февраль- 1. Анкетирование «Личностный Март паспорт воспитателя». 2. Выбор темы по самообразованию на следующий учебный год. Оказание помощи в составлении плана работы по теме самообразования. 3. Оказание помощи в подборе новинок методической литературы для самообразования. 4. Круглый стол по теме «Календарное планирование образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста» (педагогические мероприятия, совместная деятельность). 5. Методика проведения занятий. Ответственный старший воспитатель / методист, наставник старший воспитатель / методист наставники методист наставники АпрельМай ИюньАвгуст Сентябр ьОктябрь 6. Контроль планирования образовательной работы в группах молодых специалистов. 7. Совместная деятельность воспитателя и детей во второй половине дня. 1. Организация посещений молодыми воспитателями педагогических мероприятий опытных педагогов. 2. Круглый стол по теме: «Организация педагогического мониторинга по выявлению уровня усвоения программного материала воспитанниками группы. Оформление документации по педагогическому мониторингу». 3. Оказание помощи в составлении аналитических справок по результатам педагогического мониторинга. 4. Специфика проведение праздников. Взаимодействие специалиста и воспитателя. 5. Взаимопосещение утренников. 1. Знакомство с особенностями летнего оздоровительного периода в жизни детей дошкольного возраста. 2. Привлечение к участию оздоровительных мероприятий, летних праздников, традиционных мероприятий ДОО. 1. Организация посещений молодыми воспитателями педагогических мероприятий опытных педагогов. наставники старший воспитатель / методист, педагоги – наставники НоябрьДекабрь Январь Март 2. Тренинг «Найди ошибку» (на развитие умения анализировать подготовку и организацию различных видов образовательной деятельности») 3. Круглый стол по теме «Формы, методы и приемы взаимодействия педагогов с родителями». 4. Контроль планирования организации работы с родителями. 1. Организация посещений педагогами – наставниками педагогических мероприятий молодых воспитателей. 2. Круглый стол по теме: «Руководство развитием игровой деятельности детей» 3. Контроль планирования работы по развитию игровой деятельности детей. 1. Организация посещений педагогами – наставниками педагогических мероприятий молодых воспитателей. 2. Индивидуальные консультации по планированию профессиональной деятельности, в т.ч. образовательной и воспитательной деятельности с детьми. Составление конспектов педагогических мероприятий с молодыми педагогами. 3. Круглый стол по теме: «Возрастные особенности детей дошкольного возраста». старший воспитатель / методист, педагог – наставник педагоги – наставники, старший воспитатель / методист, молодые педагоги Апрель Май 1. Организация посещений педагогами – наставниками педагогических мероприятий молодых воспитателей. 2. Тестирование молодых педагогов по выявлению знаний по реализуемой программе. 3. Отчеты молодых воспитателей по темам самообразования. Отчёт по наставничеству старший воспитатель / методист, педагоги – наставники молодые педагоги наставники Заключение Таким образом, можно констатировать, что для повышения эффективности работы с молодыми педагогами необходимы: 1. Обоснованный выбор системы методической работы на основе аналитической деятельности; 2. Работа на основе диагностики педагогических затруднений, учета творческой активности и информационных потребностей педагога; 3. Взаимосвязь всех подразделений методической службы ДОО, форм и методов методической работы; 4. Оптимальное сочетание теоретических и практических форм; 5. Оценка педагогического труда по результатам; 6. Современное обеспечение методической литературой. У молодого педагога сформируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно – образовательный процесс, раскроется творческий потенциал. Школа молодого воспитателя «Ступеньки к мастерству» поможет более успешно адаптироваться начинающим педагогам, позволит быстрее найти ответы на сложные для новичка вопросы, быстрее добиться успеха в работе с детьми. «Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов». С.А. Макаренко.