Программа наставничества

Согласовано
Педагогическим советом
Протокол № 2 от 13.01.2022

Утверждаю:
Заведующий
БМАДОУ «Детский сад № 40»
__________________М.А. Ягудина
Приказ № 1/5-О от 13.01.2022

Программа наставничества
в Березовском муниципальном автономном
дошкольном образовательном учреждении
«Детский сад № 40 «Березонька»

г. Березовский, 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Период вхождения молодого педагога в профессию отличается
напряженностью, важностью для его личностного и профессионального
развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный
воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного
образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
Заведующий ДОО, старший воспитатель, методист осознают тот факт,
что достижение желаемых результатов в воспитании, развитии и обучении
дошкольников невозможно без оптимального подхода к работе с кадрами.
Для эффективной организации образовательного процесса в ДОО
необходима высокая профессиональная компетентность педагогов.
Программа нацелена на работу с молодыми специалистами.
Начиная свою работу в ДОУ, они испытывают потребность в общении с
коллегами, в более глубоком знании психологии детей, методик дошкольного
воспитания.
Алгоритм данной программы предполагает следующее:
1. Постановка цели, задач;
2. Составление программы;
3. Подбор средств реализации программы;
4. Определение способов реализации программы,
5. Контроль и коррекция.
Ожидаемый результат:
-познание себя и ориентация на ценности саморазвития;
-качественное изменение отношений в коллективе;
-стремление взаимодействовать с установкой на открытость,
взаимопомощь;
-аналитические умения, позволяющие проводить анализ выполняемых в
педагогическом взаимодействии с ребенком требований, оценивать данные
требования;
-умение
применять
психолого-педагогические
знания
в
профессиональной деятельности;
-умение
планировать,
подготавливать
и
осуществлять
профессиональную деятельность (разрабатывать рабочую программу,
календарно-тематическое
планирование,
разрабатывать
и
вести
документацию);
-умение анализировать индивидуальные качества ребенка, под
руководством специалиста осуществлять педагогическую диагностику,

психологический анализ индивидуальных особенностей ребенка и
организовывать психолого-педагогическую поддержку развития ребенка;
-прогностические умения, позволяющие учитывать специфику
индивидуальности ребенка в образовательной и воспитательной деятельности;
-умение анализировать развивающую среду в дошкольном
образовательной организации и создавать эстетически грамотно
организованную и психологически комфортную развивающуюся среду в нем;
-умение использовать современные инновационные технологии в
образовательно-воспитательном взаимодействии с детьми и др.;
-молодой педагог активно участвует в мероприятиях различного уровня;
-молодой педагог аттестуется на соответствие занимаемой должности, а
далее на первую квалификационную категорию, не ранее, чем через 2 года.
Таким образом, данная программа направлена на формирование у
педагогов убеждений:
-чтобы учить, сам должен много знать, уметь, верить.
-тот, кто занят воспитанием души ребёнка, должен верить в него.
-верить в свои педагогические возможности, никогда не опускать руки,
даже когда, казалось бы, ничего не получается.
Обязанности наставников:
- руководствоваться требованиями законодательства Российской
Федерации, региональными и локальными нормативными правовыми актами
образовательной организации при осуществлении наставнической
деятельности;
- находиться во взаимодействии со всеми структурами образовательной
организации, осуществляющими работу с наставляемым по программе
наставничества;
- осуществлять включение молодого/начинающего специалиста - в
общественную
жизнь
коллектива,
содействовать
расширению
общекультурного и профессионального кругозора, в т.ч. и на личном примере;
- создавать условия для созидания и научного поиска, творчества в
педагогическом процессе через привлечение к инновационной деятельности;
- содействовать укреплению и повышению уровня престижности
профессиональной деятельности, организуя участие в мероприятиях для
молодых/начинающих педагогов различных уровней (профессиональные
конкурсы, конференции, форумы, педагогические чтения и др.);
- участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической
деятельностью наставляемого, вносить предложения о его поощрении или
применении мер дисциплинарного воздействия;

- рекомендовать участие наставляемого в профессиональных
региональных и федеральных конкурсах, оказывать всестороннюю поддержку
и методическое сопровождение.
Идея создания программы появилась в результате осознания
необходимости сопровождения профессионально-личностного развития
молодых воспитателей. При взаимодействии опытных и молодых педагогов
происходит интеллектуальное единение, обмен опытом, развитие совместного
творчества, развитие профессионального мастерства, самовыражения.

I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Цель: помочь молодым воспитателям в повышении квалификации,
уровня профессионального мастерства и обобщении передового
педагогического опыта, адаптации к коллективу коллег, детей, родителей.
Основные задачи программы:
1. Обеспечение теоретической, психологической, методической
поддержки воспитателей.
2. Стимулирование повышения теоретического и методического уровня
педагогов, овладения современными образовательными программами,
инновационными технологиями.
3. Проведение мониторинга результативности работы во всех
направлениях воспитательной и образовательной деятельности.
Основные направления:
1. Анализ результатов образовательной деятельности, изучение уровня
профессиональной подготовки педагогов, их потребностей, затруднений.
2. Организация семинаров, практикумов, деловых игр, консультаций,
мастер-классов, открытых занятий с целью совершенствования методики и
оптимизации их проведения.
3. Изучение нормативных правовых и инструктивных документов,
обеспечивающих реализацию профессиональной деятельности.
4. Разработка и обсуждение планирования.
5. Взаимное посещение занятий обмена опытом, совершенствование
методики преподавания.
6. Ознакомление педагогов с новинками нормативной правовой, учебнометодической, дидактической и справочной литературы.
Условия эффективности работы:
1. Взаимосвязь всех звеньев методической деятельности, её форм и
методов;
2. Системность и непрерывность в организации всех форм методической
работы;
3. Сочетание теоретических и практических форм;
4. Оценка результатов работы (диагностика развития детей);
5. Своевременное обеспечение педагогов педагогической и учебнометодической информацией.

II.

ПОЭТАПНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ
Цель: помочь молодому педагогу в профессиональном становлении.

1 этап: диагностический
Педагогическое образование (колледж, ВУЗ).
Теоретическая подготовка (знание основ общей и возрастной
психологии, педагогики, методики воспитания и обучения детей дошкольного
возраста).
Наличие опыта практической работы с детьми.
Ожидаемый результат педагогической деятельности.
Выявление положительных и отрицательных черт характера педагога.
Наставничество устанавливается над следующими категориями
сотрудников образовательного учреждения:
- впервые принятыми воспитателями (специалистами), не имеющими
трудового
стажа
педагогической
деятельности
в
дошкольных
образовательных организациях;
- выпускниками очных высших и средних специальных учебных
заведений;
- выпускниками непедагогических профессиональных образовательных
учреждений завершивших очное, заочное или вечернее обучение и не
имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных
учреждениях;
-педагогическими работниками, переведенными на другую работу, если
выполнение ими служебных обязанностей требует расширения и углубления
профессиональных знаний и овладения новыми практическими навыками;
- воспитателями, нуждающимися в дополнительной подготовке для
работы с детьми по инновационной технологии.

2 этап: практический
Создание благоприятных условий для профессионального роста
начинающих педагогов;
Взаимоподдержка и взаимопомощь;
Координация действий педагогов в соответствии с задачами ДОО и
задачами воспитания и обучения детей;
Разработка перспективных планов работы с детьми в соответствии с
возрастными особенностями и задачами реализуемых программ;

Оказание методической помощи опытными педагогами начинающим;
Помощь по подбору и использованию педагогически целесообразных
пособий, игрового и дидактического материала;
Оказание позитивного влияния на рост профессиональной
компетентности начинающего педагога;
Советы, рекомендации, разъяснения, поправки в педагогические
действия.

3 этап: аналитический
Анализ результатов работы молодого педагога с детьми;
Динамика профессионального роста.
Рейтинг молодого педагога среди коллег, родителей;
Самоанализ своей деятельности за прошедший год;
Перспективы дальнейшей работы с молодыми педагогами;
Подведение итогов, выводы.
Использовать в работе с молодыми воспитателями разработку
индивидуального плана профессионального становления:
-назначение наставника из числа педагогов (необходимое условие –
согласие и выбор его только самим молодым педагогом);
-педагогическое самообразование и самовоспитание;
-участие в мероприятиях «Школы молодого воспитателя»;
-участие в работе методического объединения;
участие в жизни ДОО.
Работу с молодыми воспитателями строить с учетом основных аспектов:
Наставник / старший воспитатель / методист – молодой специалист:
-создание условий для легкой адаптации молодого специалиста на
работе;
-обеспечение необходимыми знаниями, умениями, навыками;
-обеспечение методической литературой, материалами перспективного
планирования, дидактическими материалами, знакомство с методическим
кабинетом.
Молодой специалист – ребенок и его родитель:

-формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей
и их родителей.
Молодой специалист –ребенок:
-оказание поддержки со стороны коллег.
В современных условиях выпускник вуза, колледжа, молодой
специалист должен максимально короткие сроки адаптироваться в новых для
него условиях практической деятельности. Сегодня система наставничества
заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная
необходимость выпускника учебного заведения / молодого специалиста
получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить
практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. Процесс
наставничества затрагивает интересы трех субъектов взаимодействия:
обучаемого, самого наставника и организации - работодателя.
В своём профессиональном становлении молодой педагог проходит
несколько ступеней.
1 ступень – 1 год работы (стажировка) - самый сложный период как для
новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег. Осознание своих
возможностей как педагога, начинает понимать свою значимость для детей,
родителей, коллег. На практике применяет знания и умения, полученные в
учебном заведении. Трудности, испытывающие в работе, заставляют
заниматься самообразованием.
Задача: предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога
эмоционально, укрепить веру в себя.
Адаптационная работа включает в себя:
Беседу заведующего ДОО при приеме на работу молодого специалиста,
знакомство его с должностной инструкцией, условиями труда, правилами
внутреннего трудового распорядка, уставом ДОО, традициями, определение
рабочего места.
Изучение нормативной правовой базы. Ведение документации.
Знакомство с детским садом, представление молодого воспитателя
коллективу (выбираются те формы и методы, которые в конечном итоге будут
содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого
специалиста.).
Анкетирование (выявление затруднений в работе на начало года).
Молодой воспитатель несколько дней под руководством старшего
воспитателя / методиста проходит стажировку у своего более опытного

коллеги, т.е. они работают вместе с группой детей наставника. За это время он
знакомится с воспитанниками, родителями, помощником воспитателя,
изучает режим дня группы, документацию и т.д. Все возникшие вопросы
обсуждаются после рабочей смены в присутствии старшего воспитателя /
методиста.
По возможности начинающий педагог направляется на ту группу, где
работает опытный воспитатель, который может быть его наставником, дать
необходимые консультации, продемонстрировать занятия, организацию
прогулки детей и т.д.
Дидактическая подготовка к проведению педагогических мероприятий
и совместной деятельности детей.
Молодой воспитатель испытывает потребность в своевременной
положительной оценке своего труда.
Закрепление педагога – наставника за молодым специалистом.
Составление совместного плана молодого специалиста и наставника.
Взаимодействие молодых педагогов разных ДОО.
2 ступень – 2 - 5- й год работы (развивающий) - процесс развития
профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и
приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, снискание
авторитета среди детей, родителей, коллег. Педагог изучает опыт работы
коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное
мастерство, посещая открытые мероприятия: методические объединения
воспитателей, отчеты и т.д. Все интересные идеи, методы и приемы по
рекомендации старшего воспитателя фиксирует в «Творческой тетради». На
этом этапе старший воспитатель предлагает определить методическую тему,
над которой молодой педагог будет работать более углубленно. Активно
привлекается к показу педагогических мероприятий на уровне детского сада.
3 ступень – 5-6 й год работы (становления) - складывается система
взаимоотношений с детьми, родителями, коллегами, имеются собственные
разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии. Происходит
совершенствование, саморазвитие, освоение новых педагогических методик,
технологий, устойчивый интерес к профессии, активное освоение приемов
работы с детьми, развитие навыков самооценки, самоконтроля, желания
повышать свое образование и квалификационную категорию, обобщение
своего опыта работы.

План работы с молодыми педагогами
Сроки
Январь

Содержание мероприятий
1.
Создание приказа о системе
наставничестве в ДОО. Закрепление
опытных педагогов за молодыми
педагогами.
2.
Разработка
приказа
о
назначении
наставников
и
формировании наставнических пар
3.
Сбор данных о молодых
педагогах Анкетирование молодых
педагогов.
4.
Планирование образовательной
деятельности на неделю - «С утра до
вечера» (планирование разных видов
деятельности в течение дня).
5.
Консультация
по
теме
«Особенности разработки рабочей
программы».
6.
Рабочая программа педагога.
Февраль- 1.
Анкетирование «Личностный
Март
паспорт воспитателя».
2.
Выбор
темы
по
самообразованию
на
следующий
учебный год. Оказание помощи в
составлении плана работы по теме
самообразования.
3.
Оказание помощи в подборе
новинок методической литературы для
самообразования.
4.
Круглый стол
по
теме
«Календарное
планирование
образовательной
деятельности
с
детьми
дошкольного
возраста»
(педагогические
мероприятия,
совместная деятельность).
5.
Методика проведения занятий.

Ответственный
старший воспитатель /
методист,
наставник

старший воспитатель /
методист

наставники
методист

наставники

АпрельМай

ИюньАвгуст

Сентябр
ьОктябрь

6.
Контроль
планирования
образовательной работы в группах
молодых специалистов.
7.
Совместная
деятельность
воспитателя и детей во второй
половине дня.
1.
Организация
посещений
молодыми
воспитателями
педагогических мероприятий опытных
педагогов.
2.
Круглый стол
по
теме:
«Организация
педагогического
мониторинга по выявлению уровня
усвоения программного материала
воспитанниками группы. Оформление
документации по педагогическому
мониторингу».
3.
Оказание
помощи
в
составлении аналитических справок
по
результатам
педагогического
мониторинга.
4.
Специфика
проведение
праздников.
Взаимодействие
специалиста и воспитателя.
5.
Взаимопосещение
утренников.
1.
Знакомство с особенностями
летнего оздоровительного периода
в жизни детей дошкольного
возраста.
2.
Привлечение
к
участию
оздоровительных
мероприятий,
летних праздников, традиционных
мероприятий ДОО.
1.
Организация
посещений
молодыми
воспитателями
педагогических мероприятий опытных
педагогов.

наставники

старший воспитатель /
методист,
педагоги – наставники

НоябрьДекабрь

Январь Март

2.
Тренинг «Найди ошибку» (на
развитие
умения
анализировать
подготовку и организацию различных
видов образовательной деятельности»)
3.
Круглый стол по теме «Формы,
методы и приемы взаимодействия
педагогов с родителями».
4.
Контроль
планирования
организации работы с родителями.
1.
Организация
посещений
педагогами
–
наставниками
педагогических мероприятий молодых
воспитателей.
2.
Круглый стол
по
теме:
«Руководство развитием игровой
деятельности детей»
3.
Контроль планирования работы
по развитию игровой деятельности
детей.
1.
Организация
посещений
педагогами
–
наставниками
педагогических мероприятий молодых
воспитателей.
2.
Индивидуальные
консультации
по
планированию
профессиональной деятельности, в т.ч.
образовательной и воспитательной
деятельности с детьми. Составление
конспектов
педагогических
мероприятий с молодыми педагогами.
3.
Круглый
стол
по
теме:
«Возрастные
особенности
детей
дошкольного возраста».

старший воспитатель /
методист,
педагог – наставник

педагоги
–
наставники,
старший воспитатель /
методист,
молодые педагоги

Апрель

Май

1.
Организация
посещений
педагогами
–
наставниками
педагогических мероприятий молодых
воспитателей.
2.
Тестирование
молодых
педагогов по выявлению знаний по
реализуемой программе.
3.
Отчеты молодых воспитателей
по темам самообразования.
Отчёт по наставничеству

старший воспитатель /
методист,

педагоги – наставники

молодые педагоги
наставники

Заключение
Таким образом, можно констатировать, что для повышения
эффективности работы с молодыми педагогами необходимы:
1. Обоснованный выбор системы методической работы на основе
аналитической деятельности;
2. Работа на основе диагностики педагогических затруднений, учета
творческой активности и информационных потребностей педагога;
3. Взаимосвязь всех подразделений методической службы ДОО, форм
и методов методической работы;
4. Оптимальное сочетание теоретических и практических форм;
5. Оценка педагогического труда по результатам;
6. Современное обеспечение методической литературой.
У молодого педагога сформируется потребность в постоянном
пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления,
умение моделировать и прогнозировать воспитательно – образовательный
процесс, раскроется творческий потенциал.
Школа молодого воспитателя «Ступеньки к мастерству» поможет более
успешно адаптироваться начинающим педагогам, позволит быстрее найти
ответы на сложные для новичка вопросы, быстрее добиться успеха в работе с
детьми.
«Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы
человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а
если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам
учился у более старых педагогов».
С.А. Макаренко.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».