Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по ДОП

Принято:
Педагогическим советом
Протокол № 4
от «06» марта 2023г

Утверждаю:
и.о. заведующего
БМАДОУ «Детский сад № 40»
__________Е.В. Даутова
Приказ № 34 - О от 07.03.2023г.

Порядок
организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам в Березовском муниципальном автономном
дошкольном образовательном учреждении
«Детский сад № 40 «Березонька»

г. Березовский,2023

1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам в Березовском муниципальном
автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 40 «Березонька»
(далее - Порядок) регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности в
Березовском муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении
«Детский сад № 40 «Березонька» (далее по тексту Образовательная организация) - по
дополнительным общеобразовательным программам, в том числе особенности организации
образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
детей-инвалидов, инвалидов (далее вместе - обучающиеся с ограниченными возможностями
здоровья), а так же прием обучающихся в рамках персонифицированного финансирования
дополнительного образования.
2. Порядок
является
обязательным
для
реализующих
дополнительные
общеобразовательные программы организаций, осуществляющих образовательную
деятельность.
3. Порядок разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
Федеальными законами Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации,
действующими нормативными правовыми актами Свердловской области и Березовского
городского округа, Уставом и локальными нормативными актами Образовательной
организации.
4. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным
программам направлена на:
 обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания
обучающихся;
 формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
 удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном,
нравственном, художественно-эстетическом развитии и физическом совершенствовании;
 формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление
здоровья, а также на организацию свободного времени обучающихся;
 адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
 профессиональную ориентацию обучающихся;
 выявление, развитие и поддержку обучающихся, проявивших выдающиеся
способности;
 удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не
противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами
федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных
требований.
5. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по
ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной
организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
6. Образовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность,
создает условия для реализации дополнительных общеобразовательных программ,
учитывающие законодательство Российской Федерации в области обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения.
7. Образовательная
организация
может
реализовывать
дополнительные
общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное
время.
8. Образовательная организация организует образовательный процесс в соответствии
с индивидуальными учебными планами в группах по интересам, сформированных с
обучающимися одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы),
а также индивидуально.

9. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение,
в пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной программы осуществляется в
порядке, установленном локальными нормативными актами Образовательной организации.
10. Занятия в группах могут проводиться по дополнительным общеобразовательным
программам различной направленности (технической, естественнонаучной, физкультурноспортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально- гуманитарной).
Занятия проводятся по группам или индивидуально.
Расписание занятий по реализации дополнительных общеобразовательных программ
составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся
Образовательной организацией по представлению педагогических работников с учетом
пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся и возрастных особенностей обучающихся.
Количество обучающихся в группе, их возрастные категории, а также
продолжительность занятий в группе зависят от направленности дополнительных
общеобразовательных программ и определяются локальным нормативным актом
Образовательной организации.
Каждый обучающийся имеет право осваивать несколько дополнительных
общеобразовательных программ, переходить в процессе обучения из группы обучающихся
по одной дополнительной общеобразовательной программе в другую.
11. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяются
Образовательной организацией самостоятельно, если иное не установлено законодательством
Российской Федерации.
12. Дополнительные общеобразовательные программы реализуются Образовательной
организацией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.
Образовательная организация, осуществляющие образовательную деятельность,
может на договорной основе оказывать услуги по реализации дополнительных
общеобразовательных программ других организаций, осуществляющих образовательную
деятельность.
13. При разработке и реализации дополнительных общеобразовательных программ
используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные
образовательные технологии, электронное обучение с учетом требований, установленных
законодательством Российской Федерации;
14. При
реализации
дополнительных
общеобразовательных
программ
Образовательной организацией может применяться форма организации образовательной
деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания
образовательной программы и построения учебных планов, использования соответствующих
образовательных технологий.
15. Использование при реализации дополнительных общеобразовательных программ
методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред
физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.
16. Образовательная
организация
ежегодно
обновляет
дополнительные
общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики,
технологий и социальной сферы.
17. Дополнительное образование детей может быть получено на иностранном языке в
соответствии с дополнительной общеобразовательной программой и в порядке,
установленном Федеральным законом №273 с изменениями и дополнениями и локальными
нормативными актами Образовательной организации.
18. При
реализации
дополнительных
общеобразовательных
программ
Образовательная организация может организовывать и проводить массовые мероприятия,
создавать необходимые условия для совместной деятельности обучающихся и родителей

(законных представителей).
19. Педагогическая
деятельность
по
реализации
дополнительных
общеобразовательных
программ
осуществляется
лицами,
имеющими
среднее
профессиональное или высшее образование (в том числе по направлениям, соответствующим
направлениям дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых организацией,
осуществляющей образовательную деятельность) и отвечающими квалификационным
требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным
стандартам.
Образовательная организация вправе привлекать к занятию педагогической
деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам лиц, обучающихся по
образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям
подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных
программ, и успешно прошедших промежуточную аттестацию не менее чем за два года
обучения. Соответствие образовательной программы высшего образования направленности
дополнительной общеобразовательной программы определяется указанными организациями.
20. В работе группы при наличии условий и согласия педагога дополнительного
образования совместно с несовершеннолетними обучающимися могут участвовать их
родители (законные представители).
21. При реализации дополнительных образовательных программ предусматривается
аудиторные занятия, которые проводятся по группам или индивидуально;
22. Образовательная организация определяет формы занятий, а также формы, порядок
и периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся;
23. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Образовательная
организация организует образовательный процесс по адаптированным дополнительным
общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития
указанных категорий обучающихся.
Образовательная организация создает специальные условия, без которых невозможно
или затруднено освоение дополнительных общеобразовательных программ указанными
категориями обучающихся в соответствии с заключением психолого-медико- педагогической
комиссии и индивидуальной программой реабилитации инвалида, ребенка – инвалида.
Под специальными условиями для получения дополнительного образования
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, понимаются условия обучения,
воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных
образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников,
учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения
коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента
(помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение
групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания
организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без
которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья.
Образовательная организации, создает специальные условия в соответствии с
заключением психолого-медико-педагогической комиссии и (или) индивидуальной
программой реабилитации (абилитации) инвалида, ребенка-инвалида.
Под специальными условиями для получения дополнительного образования
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения,
воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных
образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников,
учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения
коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента
(помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение

групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания
организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без
которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья.
Правила доступности образовательной организации, реализующую образовательную
деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, определяется порядком
обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере
образования, а также оказания им при этом необходимой помощи.
24.
Образовательная
деятельность
по
адаптированным
дополнительным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья должна учитывать особые образовательные потребности обучающихся различных
нозологических групп, указанных в пункте 25 Порядка, и быть направлена на решение
следующих задач:
 оказание психолого-педагогической помощи, реабилитации (абилитации);
 предоставление дифференцированной помощи, в том числе оказание ассистентом
(помощником) при необходимости технической помощи;
 обеспечение возможности вербальной и невербальной коммуникации для
обучающихся с выраженными проблемами коммуникации, в том числе:
 с использованием средств альтернативной или дополнительной коммуникации;
 воспитание самостоятельности и независимости при освоении доступных видов
деятельности;
 формирование интереса к определенному виду деятельности в рамках реализации
дополнительных общеобразовательных программ.
25. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной
образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной
программой реабилитации инвалида.
Образовательная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья по дополнительным общеобразовательным программам может осуществляться на
основе
дополнительных
общеобразовательных
программ,
адаптированных
при
необходимости для обучения указанных обучающихся, с привлечением специалистов в
области коррекционной педагогики, а также педагогических работников, освоивших
соответствующую
программу профессиональной
переподготовки
и
повышения
квалификации.
26. В целях доступности получения дополнительного образования обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья организации, осуществляющие образовательную
деятельность, по адаптированным дополнительным образовательным программам
обеспечивают создание специальных условий для получения образования указанными
обучающимися, в том числе:
а) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:
 размещение в доступных для обучающихся, являющимися слепыми и
слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей)
тактильные информационные таблички, выполненные укрупненным шрифтом, и с
использованием рельефно-линейного шрифта или рельефно-точечного шрифта Брайля, с
номерами и наименованиями помещений, а также справочной информацией о расписании
учебных занятий;
 доступ обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к
зданию организации, осуществляющей образовательную деятельность, располагающему
местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого обучающегося;
 звуковые маяки, облегчающие поиск входа в организацию, осуществляющую

образовательную деятельность;
 выпуск альтернативных форматов печатных материалов по дополнительным
общеобразовательным программам (крупный шрифт или аудиофайлы);
 контрастную маркировку проступей крайних ступеней в виде противоскользящих
полос, а также контрастную маркировку прозрачных полотен дверей, ограждений
(перегородок). При реализации дополнительных общеразвивающих программ в области
физической культуры и спорта, организации, осуществляющие образовательную
деятельность, край ванны бассейна по всему периметру должны выделять полосой, имеющей
контрастную окраску по отношению к цвету обходной дорожки;
 применение специальных методов и приемов обучения, связанных с показом и
демонстрацией движений и практических действий;
 использование специальных учебников, учебных пособий и наглядных
дидактических средств (муляжи, модели, макеты, укрупненные и (или) рельефные
иллюстрации);
 применение специального спортивного инвентаря22 и рельефно-контрастной
маркировки спортивных залов и игровых площадок (при реализации дополнительных
общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта);
б) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:
 дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий
визуальной (установка визуально-акустического оборудования с возможностью трансляции
субтитров);
 обеспечение возможности понимания и восприятия обучающимися на слухо зрительной основе инструкций и речевого материала, связанного с тематикой учебных
занятий, а также использования его в самостоятельной речи;
 использование с учетом речевого развития обучающихся разных форм словесной
речи (устной, письменной, дактильной) для обеспечения полноты и точности восприятия
информации и организации речевого взаимодействия в процессе учебных занятий;
в) для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата:
 материально-технические
условия,
предусматривающие
возможность
беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и
другие помещения организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также их
пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных
проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие
специальных кресел и других приспособлений);
 безбарьерную архитектурно-планировочную среду;
 обеспечение возможности вербальной и невербальной коммуникации (для
обучающихся с двигательными нарушениями в сочетании с грубыми нарушениями речи и
коммуникации);
 включение в содержание образования упражнений на развитие равновесия,
точность воспроизведения характера движений по темпу, ритмичности, напряженности,
амплитуде и другое (при реализации дополнительных общеразвивающих программ в области
физической культуры и спорта);
г) для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи:
 адаптация содержания теоретического материала в текстовом / аудио- /
видеоформате в соответствии с речевыми возможностями обучающихся; создание условий,
облегчающих работу с данным теоретическим материалом (восприятие/воспроизведение);
 использование средств альтернативной коммуникации, включая коммуникаторы,
специальные планшеты, кнопки, коммуникативные программы, коммуникативные доски и
так далее;
 преимущественное использование методов и приемов демонстрации, показа

действий, зрительного образца перед вербальными методами на первоначальном периоде
обучения;
 стимуляция речевой активности и коммуникации (словесные отчеты о
выполненных действиях, формулирование вопросов, поддержание диалога, информирование
о возникающих проблемах);
 обеспечение понимания обращенной речи (четкое, внятное проговаривание
инструкций, коротких и ясных по содержанию);
 нормативные речевые образцы (грамотная речь педагога (тренера, инструктора);
 расширение пассивного и активного словаря обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи за счет освоения специальной терминологии;
д) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) - использование
визуальных расписаний;
е) для обучающихся с задержкой психического развития:
 использование дополнительной визуальной поддержки в виде смысловых опор,
облегчающих восприятие инструкций, усвоение правил, алгоритмов выполнения спортивных
упражнений (например, пошаговая памятка или визуальная подсказка, выполненная в
знаково-символической форме);
 обеспечение особой структуры учебного занятия, обеспечивающей профилактику
физических, эмоциональных и/или интеллектуальных перегрузок и формирование
саморегуляции деятельности и поведения;
 использование специальных приемов и методов обучения;
 дифференциация требований к процессу и результатам учебных занятий с учетом
психофизических возможностей обучающихся;
 соблюдение оптимального режима физической нагрузки с учетом особенностей
нейродинамики обучающегося, его работоспособности, темповых характеристик,
использование гибкого подхода к выбору видов и режима физической нагрузки с учетом
особенностей функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики
психических процессов обучающегося (быстрой истощаемости, низкой работоспособности,
пониженного общего тонуса и другие), использование здоровьесберегающих и коррекционно
- оздоровительных технологий, направленных на компенсацию нарушений моторики,
пространственной ориентировки, внимания, скоординированности межанализаторных систем
(при реализации дополнительных общеразвивающих программ в области физической
культуры и спорта);
ж) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
 специально оборудованные "зоны отдыха" для снятия сенсорной и эмоциональной
перегрузки;
 для обучающихся с выраженными сложными дефектами (тяжелыми и
множественными нарушениями развития) (ТМНР) - психолого-педагогическое тьюторское
сопровождение;
 учет особенностей, обучающихся с умственной отсталостью (коммуникативные
трудности с новыми людьми, замедленное восприятие и ориентировка в новом пространстве,
ограниченное понимание словесной инструкции, замедленный темп усвоения нового
материала, новых движений, изменения в поведении при физических нагрузках);
 сочетание различных методов обучения (подражание, показ, образец, словесная
инструкция) с преобладанием практических методов обучения, многократное повторение для
усвоения нового материала, новых движений.
30. Занятия в группах с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
могут быть организованы как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных
группах, в том числе по индивидуальному учебному плану.
31. Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
32. При реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ
обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно
специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги
сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.
Принято с учетом мнения
Совета родителей Протокол № 1
от «06» марта 2023г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».