01.09.2022
ООП ДО, а также
организация на ее основе воспитательно-образовательного процесса базируются на
следующих принципах:
1) Поддержка
разнообразия детства. Современный мир
характеризуется возрастающим многообразием и неопределенностью, отражающимися в самых разных аспектах жизни
человека и общества. Многообразие социальных, личностных, культурных, языковых,
этнических особенностей, религиозных и других общностей, ценностей и
убеждений, мнений и способов их выражения, жизненных укладов особенно ярко
проявляется в условиях Российской Федерации – государства с огромной
территорией, разнообразными природными условиями, объединяющего многочисленные
культуры, народы, этносы. Возрастающая мобильность в обществе, экономике, образовании,
культуре требует от людей умения ориентироваться в этом мире разнообразия,
способности сохранять свою идентичность и в то же время гибко, позитивно и
конструктивно взаимодействовать с другими людьми, способности выбирать и
уважать право выбора других ценностей и убеждений, мнений и способов их
выражения. Принимая вызовы современного мира, ООП ДО рассматривает разнообразие
как ценность, образовательный ресурс и предполагает использование разнообразия
для обогащения образовательного процесса. Организация выстраивает
образовательную деятельность с учетом региональной специфики, социокультурной
ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и индивидуальных
особенностей, ценностей, мнений и способов их выражения.
2) Сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем
развитии человека. Самоценность детства
- понимание детства как периода
жизни значимого самого по себе, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас,
а не тем, что этот этап является подготовкой к дальнейшей жизни. Этот принцип
подразумевает полноценное проживание ребенком всех этапов детства (раннего и
дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
3) Позитивная социализация ребенка предполагает,
что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности,
культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к
традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со
взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной
деятельности ребенка в изменяющемся мире.
4) Личностно-развивающий и
гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей
(законных представителей), педагогических и иных работников БМАДОУ «Детский сад
№ 40») и детей. Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную
ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и
безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку,
его состоянию, настроению, потребностям, интересам. Личностно-развивающее
взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации
развития ребенка в организации, условием его эмоционального благополучия и
полноценного развития.
5) Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом)
образовательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов
образовательных отношений – как детей, так и взрослых – в реализации программы.
Каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход игры,
занятия, проекта, обсуждения, в планирование образовательного процесса, может
проявить инициативу. Принцип содействия предполагает диалогический характер
коммуникации между всеми участниками образовательных отношений. Детям
предоставляется возможность высказывать свои взгляды, свое мнение, занимать
позицию и отстаивать ее, принимать решения и брать на себя ответственность в
соответствии со своими возможностями.
6) Сотрудничество с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в
отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в
образовательной работе являются важнейшим принципом образовательной программы.
Сотрудники Организации должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать
проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников. ООП ДО предполагает
разнообразные формы сотрудничества с семьей как в содержательном, так и в
организационном планах.
7) Сетевое взаимодействие с организациями социализации,
образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в
развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного
сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского
развития. ООП ДО предполагает, что БМАДОУ «Детский сад № 40» устанавливает
партнерские отношения не только с семьями детей, но и с другими организациями и
лицами, которые могут способствовать обогащению социального и/или культурного
опыта детей, приобщению детей к национальным традициям (посещение театров,
музеев, освоение программ дополнительного образования), к природе и истории
родного края; содействовать проведению совместных проектов, экскурсий,
праздников, посещению концертов, а также удовлетворению особых потребностей
детей, оказанию психолого-педагогической и/или медицинской поддержки в случае
необходимости (центры семейного консультирования и др.).
8) Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной
деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации
образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого
ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей
его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности. При
этом сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования,
разных форм активности. Для реализации этого принципа необходимы регулярное
наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его действий и поступков;
помощь ребенку в сложной ситуации; предоставление ребенку возможности выбора в
разных видах деятельности, акцентирование внимания на инициативности,
самостоятельности и активности ребенка.
9) Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает
подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с
возрастными особенностями детей. Важно использовать все специфические виды
детской деятельности (игру, коммуникативную и познавательно-исследовательскую
деятельность, творческую активность, обеспечивающую художественно-эстетическое
развитие ребенка), опираясь на особенности возраста и задачи развития, которые
должны быть решены в дошкольном возрасте.
Деятельность педагога должна быть мотивирующей и соответствовать психологическим
законам развития ребенка, учитывать его индивидуальные интересы, особенности и
склонности.
10) Развивающее вариативное образование. Этот принцип
предполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку через разные
виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения
этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов,
мотивов и способностей. Данный принцип предполагает работу педагога с
ориентацией на зону ближайшего развития ребенка (Л.С. Выготский), что
способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей
ребенка.
11) Полнота содержания и интеграция отдельных
образовательных областей. В соответствии со Стандартом ООП ДО предполагает
всестороннее социально-коммуникативное, познавательное, речевое,
художественно-эстетическое и физическое развитие детей посредством различных
видов детской активности. Деление ООП ДО на образовательные области не
означает, что каждая образовательная область осваивается ребенком по отдельности,
в форме изолированных занятий по модели школьных предметов. Между отдельными
разделами ООП ДО существуют многообразные взаимосвязи: познавательное развитие
тесно связано с речевым и социально-коммуникативным, художественно-эстетическое
– с познавательным и речевым и т.п. Содержание образовательной деятельности в
одной конкретной области тесно связано с другими областями. Такая организация
образовательного процесса соответствует особенностям развития детей раннего и
дошкольного возраста.
12) Инвариантность ценностей и целей при
вариативности средств реализации и достижения целей Программы. Стандарт и ООП ДО задают инвариантные ценности и
ориентиры, с учетом которых БМАДОУ
«Детский сад № 40» должна разработать свою основную образовательную программу и которые для нее
являются научно-методическими опорами в современном мире разнообразия и
неопределенности. При этом ООП ДО оставляет за БМАДОУ «Детский сад № 40» право
выбора способов их достижения, выбора образовательных программ, учитывающих
многообразие конкретных социокультурных, географических, климатических условий
реализации Программы, разнородность состава групп воспитанников, их
особенностей и интересов, запросов родителей (законных представителей),
интересов и предпочтений педагогов и т.п.
13). Принцип учета этнокультурной ситуации
развития детей.