Анализ современных концепций одаренности.

04.06.2021

Развитие способностей проходит нелинейно выделяют 3 уровня их развития: одаренность, талант, гениальность.

Одаренность – высокий уровень выраженности способностей, обеспечивающий возможность успешного выполнения деятельности. Таким образом, одаренность составляет первый уровень развития способностей, которым обладают многие дети в начале развития благодаря своим индивидуально-психологическим особенностям и задаткам.

Следующий уровень выраженности способностей характеризуется понятием «талант» - это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность. Обычно талант проявляется в конкретной деятельности, и как правило возникает и развивается у той доли одаренных детей, которые начинают активно обучаться и заниматься деятельностью, способствующей раскрытию их таланта. Если в таланте задатки соединяются со склонностями, то у ребенка возникает побуждение продолжать заниматься деятельностью, в которой он успешен. 

Однако этого может и не произойти и тогда талант оказывается невостребованным социальной ситуацией или самим человеком, при дальнейшем же развитии таланта возникает высший уровень проявления способностей – гениальность.

Гениальность - высший уровень развития способностей, создающий возможность достижения личностью таких результатов, которые открывают новую эпоху в жизни общества, в развитии науки и культуры.


Талантливые люди часто встречаются в различных сферах деятельности, они с успехом реализуют себя, а вот гениальность - исключительная редкость, это нашло выражение в высказывании «гении рождаются раз в сто лет». 

Таким образом, в процессе развития и совершенствования способностей лишь единицы людей достигают высшей точки их развития, поэтому одна из задач дифференциальной психологии - как можно раньше выявлять одаренных детей, чтобы продолжить их специальное обучение и воспитание с целью дальнейшего развития способностей.

Признаки одаренности:

·    Высокие интеллектуальные способности

·    Высокие творческие способности;

·    Способность к быстрому усвоению материала и отличная память;

·    Любопытство, любознательность, стремление к знаниям;

·    Высокая личностная ответственность;

·    Самостоятельность суждений.

Можно выделить следующие современные концепции одаренности.

Концепция развития человеческого потенциала Дж. РензуллиХочу такой сайт

В данной концепции одаренность рассматривается как сочетание трех характеристик:

1. Интеллектуальной одаренности;

2. Творческой одаренности или креативности;

3. Мотивации или побуждения к деятельности.

Интеллектуальная одаренность индивида оценивалась до 50-х годов ХХ века в основном по результатам теста интеллекта, однако в дальнейшем выяснилось, что данные тесты не позволяют спрогнозировать развитие умственных способностей у детей. Как свидетельствовали многолетние исследования, высокий коэффициент интеллекта, проявленный в детстве, мало что говорит о том, станет ли ребенок выдающимся ученым, художником, руководителем. Одним из первых практиков, кто обнаружил, что интеллектуальная одаренность не может рассматриваться как универсальная личностная характеристика, был американский ученый Е. П. Торренс. Наблюдая за своими учениками, он пришел к выводу, что успешны в творческой деятельности не те дети, которые хорошо учатся, и не те, кто имеет очень высокий коэффициент интеллекта (IQ). Точнее, эти показатели (учебная успешность и высокий интеллект) могут присутствовать, но они не являются обязательными гарантами будущих и настоящих успехов в жизни. Для творчества, а именно это требуется от талантливого человека в любой сфере, необходимо нечто другое.

Творческая одаренность или креативность - одна из важнейших характеристик одаренности. Расположенность к творчеству - высшее проявление активности человека, способность создавать нечто новое, оригинальное. Расположенность к творчеству представляет, прежде всего, особый склад ума. Особое значение в процессе творчества имеют воображение, интуиция, неосознаваемые компоненты умственной активности.

Мотивация или побуждение к деятельности становится важнейшим фактором на пути развития одаренности. При решении педагогических задач важно не только то, что делает ребенок, но и то, зачем он это делает, что движет им, что заставляет его действовать.  Одаренные дети характеризуются тем, что в основе их деятельности доминируют мотивы.

Позитивная Я – концепция, связанная с адекватной самооценкой.

Данная концепция ставит акцент на том, что для гармоничного развития личности ребенка прежде всего необходимы теплые и доверительные отношения в семейном кругу. Особенно в первые годы жизни ребенок должен получать от родителей необходимую поддержку и знание о том, что следует делать, а что не следует.

Согласно Я-концепции одаренности, родители обязаны стремиться развивать в своих детях следующие личные качества:

·    уверенность, базирующуюся на сознании самоценности;

·    понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;

· интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;

· уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению и душевному мужеству;

· привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;

·  умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов, рас и социо-экономических и образовательных уровней.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».