Характеристика факторов, влияющих на формирование одаренности

04.06.2021

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.

Генотипом называют генетическую конституцию, совокупность генов, полученных от родителей. Иначе говоря, генотип - это информация, записанная в молекулах ДНК. 

Под термином «среда» в педагогической и психологической литературе понимают весь комплекс внешних факторов, влияющий на процесс развития. Этот комплекс можно условно поделить на «макросреду» (детсад, школа и др.) и «микросреду» (детей, родителей, братьев и сестер).

Что же может повлиять на генотип?

Наследование признаков как отмечают генетики, не имеют прямого характера, оно опосредовано многими факторами. Внезапные, скачкообразные и при этом стойкие изменения в структуре генотипа специалисты в области генетики называют мутациями, а факторы, вызывающие мутации – мутагены. Мутагены бывают трех видов:

- Физические (радиация, температура и.т.д);

- Химические;

- Биологические (бактерии и вирусы).

Одаренность может быть результатом отсутствия генетически обусловленных патологий, а также отчасти генетически обусловленной надежности действия всех или большинства систем организма.

О действии физических факторов.

Интересные факты, свидетельствующие о влиянии солнечной радиации, атмосферного давления и других природных явлений на рождение выдающихся людей, обнаружил в своих исследованиях русский ученый Е.С Виноградов.

Рассмотрим некоторые из них:Хочу такой сайт

- Радиостимуляция – оказывается, что в особые ключевые, моменты развития (зачатие, рождение, половое созревание и др.) организма незначительное повышение радиационного фона оказывает весьма положительный эффект.

- Кислородный эффект, в ходе наблюдений было замечено, что у женщин, у которых во время беременности не было гипоксии (нехватка кислорода в организме), рождались дети, заметно опережающие сверстников по уровню развития.

-Особенность дня рождения. Нейронные микросети проявляются в мозге ребенка на самом конце его внутриутробного развития. В результате было выявлено, что для формирования хороших умственных задатков человека важна благоприятная солнечная активность в дни, ко дню рождения.

Также существуют следующие факторы, влияющие на формирование одаренности.

-Неравномерность возрастного развития одаренных детей.

Причиной неравномерности является особая система основных интересов, принципиально отличающаяся у одаренных детей в сравнении с другими детьми: главное место в ней занимает деятельность, соответствующая их незаурядным способностям. Поэтому нередко особое познавательное развитие идет в каком-то смысле за счет других сфер развития. Так, до определенного времени общение со сверстниками в сфере личностных интересов занимает у некоторых одаренных детей гораздо меньше места, чем у других детей того же возраста (речь, конечно, не идет о школьниках, одаренных лидерскими способностями).

Многие особо одаренные дети недостаточно времени уделяют спорту и любой другой, не связанной с их главным интересом, деятельности. В этом случае физическое отставание проявляется как бы в умноженном варианте, когда на естественное возрастное несоответствие накладывается и явное нежелание ребенка заниматься скучным, по его мнению, делом.

- Семья одаренного ребенка.

Семья одаренного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Даже внешне, казалось бы, неблагоприятные условия развития оказываются в большей или меньшей степени безразличны для развития способностей, а вот особенно важные для их развития характеристики, прежде всего повышенное внимание родителей, имеются в полном (иногда даже преувеличенном) объеме. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания (школы) на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается весьма значительным.

- Взаимоотношения одаренного ребенка со сверстниками и взрослыми.

Большое значение для понимания особенностей личности одаренного ребенка и характера ее становления имеет анализ его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Эти взаимоотношения, являясь следствием необычности самого ребенка, в значительной мере определяют историю его жизни и тем самым формируют его личность.

Сверстники относятся к одаренным детям по-разному, в зависимости от характера их одаренности и от степени нестандартности ее проявлений. Часто многие одаренные дети пользуются большой популярностью в коллективе сверстников. В особенности это относится к детям с повышенными физическими возможностями и, естественно, к детям-лидерам. Гораздо сложнее ситуация с особой одаренностью. Во многих случаях эта одаренность сопровождается необычным поведением и странностями, что вызывает у одноклассников недоумение или насмешку. Иногда жизнь такого ребенка в коллективе складывается самым драматическим образом. В какой-то степени именно в результате этих взаимоотношений со сверстниками дети с таким развитием попадают в группу риска.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».