04.06.2021
Проблема одаренности в
настоящее время становится все более актуальной. Это связано с потребностью
общества в неординарной творческой личности.
Генотипом называют генетическую
конституцию, совокупность генов, полученных от родителей. Иначе говоря, генотип
- это информация, записанная в молекулах ДНК.
Под термином «среда» в педагогической и
психологической литературе понимают весь комплекс внешних факторов, влияющий на
процесс развития. Этот комплекс можно условно поделить на «макросреду» (детсад,
школа и др.) и «микросреду» (детей, родителей, братьев и сестер).
Что же
может повлиять на генотип?
Наследование признаков как отмечают
генетики, не имеют прямого характера, оно опосредовано многими факторами.
Внезапные, скачкообразные и при этом стойкие изменения в структуре генотипа
специалисты в области генетики называют мутациями, а факторы, вызывающие
мутации – мутагены. Мутагены бывают трех видов:
- Физические (радиация, температура
и.т.д);
- Химические;
- Биологические (бактерии и вирусы).
Одаренность может быть результатом
отсутствия генетически обусловленных патологий, а также отчасти генетически
обусловленной надежности действия всех или большинства систем организма.
О
действии физических факторов.
Интересные факты, свидетельствующие о влиянии
солнечной радиации, атмосферного давления и других природных явлений на
рождение выдающихся людей, обнаружил в своих исследованиях русский ученый Е.С
Виноградов.
- Радиостимуляция – оказывается, что в
особые ключевые, моменты развития (зачатие, рождение, половое созревание и др.)
организма незначительное повышение радиационного фона оказывает весьма
положительный эффект.
- Кислородный эффект, в ходе наблюдений
было замечено, что у женщин, у которых во время беременности не было гипоксии
(нехватка кислорода в организме), рождались дети, заметно опережающие
сверстников по уровню развития.
-Особенность дня рождения. Нейронные
микросети проявляются в мозге ребенка на самом конце его внутриутробного
развития. В результате было выявлено, что для формирования хороших умственных
задатков человека важна благоприятная солнечная активность в дни, ко дню рождения.
Также существуют следующие факторы,
влияющие на формирование одаренности.
-Неравномерность
возрастного развития одаренных детей.
Причиной неравномерности является особая система основных интересов,
принципиально отличающаяся у одаренных детей в сравнении с другими детьми:
главное место в ней занимает деятельность, соответствующая их незаурядным
способностям. Поэтому нередко особое познавательное развитие идет в каком-то
смысле за счет других сфер развития. Так, до определенного времени общение со
сверстниками в сфере личностных интересов занимает у некоторых одаренных детей
гораздо меньше места, чем у других детей того же возраста (речь, конечно, не
идет о школьниках, одаренных лидерскими способностями).
Многие особо одаренные дети недостаточно времени уделяют спорту и любой
другой, не связанной с их главным интересом, деятельности. В этом случае
физическое отставание проявляется как бы в умноженном варианте, когда на
естественное возрастное несоответствие накладывается и явное нежелание ребенка
заниматься скучным, по его мнению, делом.
- Семья одаренного ребенка.
Семья одаренного ребенка во всех случаях имеет
непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Даже внешне,
казалось бы, неблагоприятные условия развития оказываются в большей или меньшей
степени безразличны для развития способностей, а вот особенно важные для их
развития характеристики, прежде всего повышенное внимание родителей, имеются в
полном (иногда даже преувеличенном) объеме. Как бы мы ни рассматривали роль и
вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и
воспитания (школы) на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях
значение семьи остается весьма значительным.
- Взаимоотношения одаренного ребенка со сверстниками и взрослыми.
Большое
значение для понимания особенностей личности одаренного ребенка и характера ее
становления имеет анализ его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Эти
взаимоотношения, являясь следствием необычности самого ребенка, в значительной
мере определяют историю его жизни и тем самым формируют его личность.
Сверстники
относятся к одаренным детям по-разному, в зависимости от характера их
одаренности и от степени нестандартности ее проявлений. Часто многие одаренные
дети пользуются большой популярностью в коллективе сверстников. В особенности
это относится к детям с повышенными физическими возможностями и, естественно, к
детям-лидерам. Гораздо сложнее ситуация с особой одаренностью. Во многих
случаях эта одаренность сопровождается необычным поведением и странностями, что
вызывает у одноклассников недоумение или насмешку. Иногда жизнь такого ребенка
в коллективе складывается самым драматическим образом. В какой-то степени
именно в результате этих взаимоотношений со сверстниками дети с таким развитием
попадают в группу риска.